Светлана Кашеварова
Рабочая программа дополнительного образования для кружка по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Лучик комбинированного вида
Елабужского муниципального района
Рабочая программа дополнительного образования
для кружка «ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ»
изобразительное искусство
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для кружка по изодеятельности» размещена в разделах
для детей младшего возраста (3-4 года)
г. Елабуга 2023
Введение
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Лепка объемном способе изображения он является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки - глиной и пластилином.
Аппликация для детей это знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений у них.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. В детском саду применяются следующие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Конституция РФ, ст. 43,72
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
Разработанная программа рассчитана на одногодичный цикл обучения детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Начиная с дошкольного возраста, дети с интересом занимаются изобразительным искусством.
Занятия изобразительным искусством активному развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны кары головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.); художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение стеком, кисточкой, карандашом, клеем, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Цель программы – развитие творческих способностей ребёнка, эстетического восприятия, творческого мышления, образного мышления.
Задачи программы:
• Продолжить формировать у учащихся умения и навыки работы с пластилином, красками карандашами, восковыми мелками, кисточкой, стекам; научить подбирать цвета и работать с нетрадиционными техниками рисования.
• Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, любовь к труду, инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности, эстетический вкус.
• Развивать глазомер, аккуратность, ответственность.
Учебный план кружка рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 15-20 мин. Количество детей в группе 8-10 человек, так как занятия проводятся для детей младшего дошкольного возраста.
Формы и методы обучения:
• Словесные: устное изложение (рассказ, объяснения).
• Наглядные: использование схем, рисунков, образцов; показ трудовых приемов.
Практические: упражнения по выполнению трудовых приемов; практические работы; самостоятельная работа.
Дидактический материал:
• Иллюстрации;
• Образцы работ;
• Схемы изготовление изделий
Инструменты, необходимые для работы:
• Рабочая поверхность;
• Пластилин;
• Бумага белая;
• Цв. бумага;
• Картон;
• Стаканчики для воды;
• Краски (гуашь и акварель);
• Кисточки разной толщины;
• Клей
• Нетрадиционные материалы такие как
o манная крупа,
o ватные палочки,
o бумажные салфетки,
o семечки,
o губка,
o пластиковые тарелки,
o трубочки для сока.
Предполагаемые результаты обучения
В результате обучения в кружке учащиеся должны ЗНАТЬ:
• правила выполнения простейших форт, таких как круг, овал, треугольник, квадрат и объёмных форм шар, конус, цилиндр, жгут;
• название и назначение используемых материалов;
• основные приёмы выполнения различных поделок из пластилина, красок, карандашей, восковых мелков;
• правильность работы с кисточкой и красками, карандашами, восковыми мелками, бумагой, стеком и пластилином.
Учащиеся должны УМЕТЬ:
• научиться осуществлять планирование собственной трудовой деятельности;
• получать информацию об объекте деятельности, используя рисунки, образцы изделия;
• изготавливать изделия из таких материалов пластилин, бумага, цв. бумага;
• осуществлять декоративное оформление поделок.
Поурочное планирование
1. Тема занятия: «Дары осени»
Содержания занятия: дети на картоне в форме яблока изображают гусенку. Начать формировать умение детей работать в стиле пластилинографии. Продолжить формировать умение работы с пластилином.
Материалы к занятию: цв. картон, пластилин, диска для пластилина.
2. Тема занятия: «Осеннее дерево»
Содержания занятия: Дети должны изобразить пожелтевшие листья на дереве с помощью ватной палочки. Начать формировать у детей умение работать с не традиционными техниками рисования такое как применение ватной палочки.
Материалы к занятию: краски акварельные, бумага, ватная палочка.
3. Тема занятия: «Дождик дождик пуще…»
Содержания занятия: дети ложны заполнить тучку краска и нарисовать капли дождя. Продолжить формировать умение рисовать не выходя за контур рисунка. Формировать умение делать каплевидные мазки.
Материалы к занятию: бумага, кисточка, краска акварельная.
4. Тема занятия: «Листья желтые летят»
Содержания занятия: дети раскрашивают белый лист в форме листочка. Формировать умения использовать несколько цветов в одном рисунке
Материалы к занятию: краска акварельная, альбомная бумага
5. Тема занятия: «Ёжик»
Содержания занятия: ребята изготавливают ёжика из пластилина и семечек. Продолжить формировать умение работы с пластеином и доской. Учить работать детей с не традиционными материалами.
Материалы к занятию: пластилин, доска для пластилина, семечки.
6. Тема занятия: «Веточка рябины»
Содержания занятия: дети изображают ягоды рябины ватными палочками. Продолжить формировать уменье рисовать при помощи нетрадиционных техник (ватных палочек). Прививать любовь к природе. Развитие воображения, мелкой моторики и аккуратности.
Материалы к занятию: ватные палочки, краски акварельные, бумага
7. Тема занятия: «Грибок»
Содержания занятия: раскрасить шляпку гриба «опёнка» в силе пластилина графии. Начать формировать знание детей о грибах. Дать понятие съедобные не съедобные грибы.
Материалы к занятию: картон, пластилин доска для пластилина.
8. Тема занятия: «Колобок»
Содержания занятия: дети рисуют изображения по мотивам сказки «Колобок». Продолжить формировать умение работы с карандашами. Продолжить формирование представления о сказках
Материалы к занятию: карандаши, бумага.
9. Тема занятия: «Ромашка единства»
Содержания занятия: изготовление аппликации ромашка. Продолжить формировать умение работы с клеем, картоном и бумагой. Дать представление о празднике «Народного единства».
Материалы к занятию: картон, клей, цв. бумага.
10. Тема занятия: «Ласковый котенок»
Содержания занятия: изображаем котёнка с помощью смятой бумажной салфетки. Формировать у детей умение работать с не традиционными техниками рисования такое как рисование мятой салфеткой.
Материалы к занятию: салфетки, кисточка, краски гуашь, бумага альбомная, тарелочки пластиковые.
11. Тема занятия: «Ягодка за ягодкой - вкусное варенье»
Содержания занятия: дети на бумаге в форме банки изображают варенье с ягодами с помощью отпечатков пальцев. Формирование умения роботы в нетрадиционная технике с помощью пальцев рук.
Материалы к занятию: краски акварельные, бумага,
12. Тема занятия: «Кукла неваляшка»
Содержания занятия: на картон к форме куклы неваляшки дети наклеивают ручки лицо и оформляют его карандашами. Продолжаем формировать умение работы с клеем и карандашами.
Материалы к занятию: цв. картон, бумага, клей, карандаши.
13. Тема занятия: Цветные клубочки
Содержания занятия: восковыми мелками дети изображают клубок ниток. Формировать умение вести неотрывно косые линии. Дать представление о теплой одежде.
Материалы к занятию: восковые мелки, бумага.
14. Тема занятия: «Любимая игрушка «Мяч»
Содержания занятия: дети наносят рисунок на лист в форме круга. Продолжаем формировать умение работы с красками и кисточкой.
Материалы к занятию: краски, бумага.
15. Тема занятия: «Любимой маме»
Содержания занятия: открытка в подарок для мамы в технике отпечаток ладони. Формировать умение работы в технике отпечаток ладони.
Материалы к занятию: краски гуашь, губка, бумага, карандаш.
16. Тема занятия: «Воздушный шар»
Содержания занятия: дети выполняют аппликацию из цв. бумаги. Продолжить формировать умение работы с клеем, цв. бумагой. Провести беседу о воздушных шарах
Материалы к занятию: бумага, цв. бумага, клей.
17. Тема занятия: Луна и звезды ночь пришла
Содержания занятия: на цв. картоне дети изображают ночное небо. Продолжить формировать уменье рисовать при помощи нетрадиционных техник (ватных палочек). Дать представление о дне и ночи.
Материалы к занятию: цв. картон, краска акварельные, палочка ватная.
18. Тема занятия: «Первый снег»
Содержания занятия: дети дложны заполнить тучку краска и нарисовать снежинки. Продолжить формировать умение рисовать, не выходя за контур рисунка. Формировать умение делать точечные мазки.
Материалы к занятию: бумага, краски акварельные, кисточка
19. Тема занятия: «Красивая чашка»
Содержания занятия: дети делают рисунок на бумаге в форме чашки ватными палочками. Продолжить формировать уменье рисовать при помощи нетрадиционных техник (ватных палочек). Дать представление о посуде
Материалы к занятию: бумага альбомная, краски акварельные, кисточка.
20. Тема занятия: «Санки»
Содержания занятия: дети цв. карандашами рисуют контур саней и раскрашивают их. Дать представления о контурах. Закрепить умение работы с карандашами. Дать понятие зимнее транспортное средство
Материалы к занятию: цв. карандаши, бумага.
21. Тема занятия: «Дед мороз»
Содержания занятия: раскрашиваем головной убор деда мороза. Продолжить формировать уменье рисовать акварельными красками. Формировать знание о одежд деда мороза.
Материалы к занятию: краски акварельные, бумага.
22. Тема занятия: «Серпантин и конфети праздник приближается»
Содержания занятия: изображения серпантина и конфети на бумаге. Продолжить формировать уменье рисовать при помощи нетрадиционных техник (ватных палочек). Провести беседу о праздничный атрибутике.
Материалы к занятию: акварельные краски, бумага, ватные палочки.
23. Тема занятия: «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Содержания занятия: изображаем на бумаге в форме ёлки, новогодних игрушек. Закрепляем умение работать с краской. Беседа о новом годе.
Материалы к занятию: бумага альбомная, краски акварельные, кисточка.
24. Тема занятия: «Елочная игрушка»
Содержания занятия: раскрасить заготовку из солёного теста. Начать формировать умение работать с заготовками. Дать представления о заготовке.
Материалы к занятию: гуашевые краски, заготовки из солёного теста, нитка.
25. Тема занятия: «Моя новая игрушка»
Содержания занятия: Самостоятельная деятельность детей. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
Материалы к занятию: цв. карандаши.
26. Тема занятия: «Снежный сугробы»
Содержания занятия: дети работают с манной крупой изображая снежные сугробы. Научить работать в не традиционной технике аппликации роботы с не традиционными материалами (манная крупа). Провести беседу о зиме
Материалы к занятию: манная крупа, цв. картон, клей.
27. Тема занятия: «Снежинка»
Содержания занятия: работают с манной крупой изображая снежинку. Продолжить работать в нетрадиционной технике аппликации роботы с нетрадиционными материалами (манная крупа). Провести беседу о снеге.
Материалы к занятию: манная крупа, цв. картон, клей.
28. Тема занятия: «Морозное окно»
Содержания занятия: дети на зимнем окне изображают морозные узоры. Формировать умение работать с акварельными красками и восковыми мелевами. Дать понятие почему воск не пропускает воду. Беседа о морозе.
Материалы к занятию: акварельные краски, бумага, восковые мелки.
29. Тема занятия: «Снеговик»
Содержания занятия: изготовления изображения снеговика с помощью мятых салфеток. Продолжить работать в не традиционной технике аппликации роботы с не традиционными материалами (мятые салфетки).
Материалы к занятию: цв. картон, салфетки, клей, цв. карандаши.
30. Тема занятия: «Зайка»
Содержания занятия: раскрашиваем зайку сделанного в стиле оригами. Закрепить умение работать с карандашами. Дать понятие что такое оригами.
Материалы к занятию: бумага, карандаши.
31. Тема занятия: Зимние дерево
Содержания занятия: Дети должны изобразить дерево в снегу с помощью ватной палочки. Продолжить формировать у детей умнее работать с не традиционными техниками рисования такое как с применение ватной палочки.
Материалы к занятию: краски акварельные, бумага, ватная палача.
32. Тема занятия: «Варежка»
Содержания занятия: создание узоров из пайеток на варежке. Начать формировать умения работать с материалами для декоративно прикладного искусства. Беседа о укрощении варежек.
Материалы к занятию: цв. картон, пайетки, клей.
33. Тема занятия: «Вьюга»
Содержания занятия: работают с манной крупой изображая вьюгу. Продолжить работать в нетрадиционной технике аппликации роботы с не традиционными материалами (манная крупа). Провести беседу о зимней погоде
Материалы к занятию: манная крупа, цв. картон, клей.
34. Тема занятия: «Зимний пейзаж»
Содержания занятия: Самостоятельная деятельность детей. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
Материалы к занятию: бумага, цв. карандаши.
35. Тема занятия: «Матрешка»
Содержания занятия: дети украшают матрёшку. Дать понятия о игрушке матрёшке. Провести бесед об одежде матрёшки
Материалы к занятию: цв. бумага, клей, цв. картон.
36. Тема занятия: «Конфетки на тарелочке»
Содержания занятия: дети на цв. картон в форме круглой тарелки наклеивают круглые конфетки из пластилина. Закреплять умение работы в технике пластилинографии. Провести беседу о сладостях.
Материалы к занятию: цв. картон, пластилин.
37. Тема занятия: «Цыплёнок»
Содержания занятия: дети делают аппликацию цыплёнка и разрисовывают её. Закреплять умения работать с клеем и цв. карандашами. Провести беседу о домашней птице.
Материалы к занятию: бумага альбомная, цв. бумага, клей, цв. карандаши.
38. Тема занятия: «Коврик из ниток»
Содержания занятия: дети изготавливают аппликацию из ца. шерстяных ниток. Продолжить формировать умение работы с не традиционными материалами. Провести беседу о том что такое коврик
Материалы к занятию: шерстяные нитки разных цветок, картон, клей.
39. Тема занятия: «Подарок папе»
Содержания занятия: дети изготавливают открытку папе. Продолжит формирование умения работы с клеем. Продолжит формирование знание о геометрических фигурах. Провести беседу о празднике 23 февраля.
Материалы к занятию: цв. бумага, клей, цв. картон.
40. Тема занятия: «Масленица»
Содержания занятия: дети рисуют блины на тарелке символ масленицы. Продолжаем формировать умение работ с красками и кисточкой. Провести беседу о масленице.
Материалы к занятию: бумага, краски, кисточка.
41. Тема занятия: «Ваза»
Содержания занятия: украшение вазы цветными узорами. Закрепляем умение работать с красками. Провести беседу о вазах.
Материалы к занятию: бумага, краски акварельные, кисточка.
42. Тема занятия: «Веточка мимозы для любимой мамы»
Содержания занятия: Дети изображают открытку с изображением веточки мимозы помощью ватной палочки и карандаша. Продолжить обучение рисованию при помощи нетрадиционной техники (с помощи ватной палочки). Провести беседу о 8 марте.
Материалы к занятию: краски акварельные, цв. карандаши, цв. картон, ватная палочка.
43. Тема занятия: «Веселые осьминожий»
Содержания занятия: изображение осьминожий в технике отпечаток ладони. Продолжить формировать умение работы в технике отпечаток ладони.
Материалы к занятию: краски гуашь, губка, бумага, карандаш.
44. Тема занятия: «Красивый платочек»
Содержания занятия: ребята изображают на листе бумаги симметричный рисунок. Дать понятие асимметрии. Формировать умение делать симметричный рисунок.
Материалы к занятию: краски акварельные, кисть, бумага.
45. Тема занятия: «Витаминки в баночке»
Содержания занятия: дети на цв. картон в форме баночки наклеивают круглые витаминов из пластилина. Закреплять умение работы в технике пластилинографии. Провести беседу о витаминах.
Материалы к занятию: цв. картон, пластилин.
46. Тема занятия: «Кошкина мордочка»
Содержания занятия: раскрашиваем мордочку кошки сделанной в стиле оригами. Закрепить умение работать с карандашами. Расширить понятия что такое оригами.
Материалы к занятию: бумага, карандаши.
47. Тема занятия: «Плюшевый мишка»
Содержания занятия: изображаем медведя с помощью с мятой бумажной салфетки. Формировать у детей умение работать с не традиционными техниками рисования, такое как, рисование мятой салфеткой. Провести беседу о диких животных
Материалы к занятию: салфетки, кисточка, краски гуашь, бумага альбомная, тарелочки пластиковые.
48. Тема занятия: «Птичка»
Содержания занятия: изготовление птицы скворца из геометрических фигур круг овал и треугольник. Закрепить знание о формах. Продолжить формировать умения работы с клеем и бумагой. Провести беседу о перелётах пиццах.
Материалы к занятию: цв. картон, цв. бумага, клей.
49. Тема занятия: «Солнышко»
Содержания занятия: изготовление солнце в технике пластилиографии. Закреплять умение работы в технике пластилинографии. Провести беседу о времени года и о погоде.
Материалы к занятию: цв. картон, пластилин.
50. Тема занятия: «Весенняя веточка»
Содержания занятия: изготовления изображения веточки весной с помощью пальцев рук. Продолжить формирование умения роботы в не традиционной технике с помощи пальцев рук. Беседа о деревьях весной.
Материалы к занятию: бумага альбомная, краски акварельные.
51. Тема занятия: «Космос»
Содержания занятия: изготовление аппликации ракеты в космосе. Закрепить умение работы с клеем и цв. бумагой. Беседа на тему космос.
Материалы к занятию: клей цв. бумага цвю картон, цв. карандаши.
52. Тема занятия: «Скворечник»
Содержания занятия: аппликация из цветной бумаги с использованием геометрических фигур. Продолжить формирование знание о плоских формах таких как треугольник квадрат, круг. Продолжить формировать навык роботы с клеем.
Материалы к занятию: цв. бумага в форма треугольника, квадрата, круга, клей, бумага.
53. Тема занятия: «Первые цветы»
Содержания занятия: изображения цветка подснежника с помощью смешенных техник рисования и аппликации. Закреплять умения работать с карандашами, клеем и бумагой. Беседа о первых цветах.
Материалы к занятию: цв. картон, бумага, клей, цв. карандаши.
54. Тема занятия: «Зелёный лес»
Содержания занятия: Самостоятельная деятельность детей. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
Материалы к занятию: карандаши, бумага.
55. Тема занятия: «Золотая рыбка»
Содержания занятия: изготовления аппликации рыбка в смешенной технике. Закреплять умения работать с красками, клеем и цв. бумагой. Провести беседы о подводном мире.
Материалы к занятию: клей, краски, цв. картон, цв. бумага, ватная палочка.
56. Тема занятия: «Собача мордочка»
Содержания занятия: раскрашиваем мордочку слабаки сделанного в стиле оригами. Закрепить умение работать с карандашами. Продолжить формировать понятия о том что такое оригами.
Материалы к занятию: бумага, карандаши.
57. Тема занятия: «Ветка сирени»
Содержания занятия: Дети изображают рисунок с изображением веточки сирени с помощью ватной палочки и карандаша. Продолжить обучение рисованию при помощи нетрадиционной техники (с помощью ватной палочки).
Материалы к занятию: краски акварельные, цв. карандаши, цв. картон, ватная палочка.
58. Тема занятия: «Голуб мира»
Содержания занятия: изготовление поделки в технике отпечаток ладони. Продолжить формировать умение работать в технике отпечаток ладони.
Материалы к занятию: краски гуашь, губка, бумага, карандаш.
59. Тема занятия: «Георгиевская лента»
Содержания занятия: изготовление георгиевской ленты из картона красок и цв. бумаги. Закреплять умения работать с карандашами, клеем и бумагой. Провести беседу о символах победы.
Материалы к занятию: цв. картон, акварельные краски, кисть, цв. бумага.
60. Тема занятия: «Салют»
Содержания занятия: дети рисуют в нетрадиционной технике «кляксография». Формировать умение использования трубочки для рисования. Дать понятия умения правильного дыхания. Развитие воображения, аккуратности.
Материалы к занятию: бумага, кисточка, трубочка
61. Тема занятия: «Носит одуванчик желтый сарафанчик»
Содержания занятия: на простой альбомной бумаге изображается одуванчик. Формировать навыки умение пользоваться кисточкой и нанесение различных мазков. Прививать любовь к природе. Дать представление о первых растениях.
Материалы к занятию: бумага, краски кисточки
62. Тема занятия: «Божьи коровки»
Содержания занятия: на картон в форме божий коровки, наносят черные точки из пластилина, пальчиками придавливая их. Закрепить умение работы со стеком и пластилином. Закрепить знание о формах.
Материалы к занятию: картон и пластилин, стек.
63. Тема занятия: «Радуга дуга»
Содержания занятия: учимся рисовать радугу на листе в форме капли. Закрепляем знание цветов, умение пользоваться кисточкой. Дать знание о расположении цветов радуге.
Материалы к занятию: бумага и краски акварельные.
64. Тема занятия: «Как мы будем отдыхать»
Содержания занятия: Самостоятельная деятельность детей. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
Материалы к занятию: Бумага, карандаши.