Галина Лифенко
Рабочая программа 5–6 лет «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности во II младшей группе общеразвивающей направленности (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУЦРР д/с №40 с учетом примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. А. Бабаевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 4 лет.
Публикация «Рабочая программа 5–6 лет „Детство“» размещена в разделах
Цель программы : создание каждому ребёнку в группе возможностей для развития способностей, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации и широкого взаимодействия с окружающим миром.
Задачи реализации программы :
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе с ОВЗ).
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
• Развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
• Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
• Обеспечение вариативности разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей
• Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программные задачи по образовательным областям
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6лет
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.
Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений.
Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.
В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.
Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.
Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно, как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.
Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.
По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно- действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.
Речь, согласно мнению Л. С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.
Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.
В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д.
Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.
Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.
К 5-6 годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.
Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.
Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает.
Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры, и отработка навыков формального и неформального общения.
У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.
Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.
Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.
Планируемые результаты освоения
Программы детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
Социально-коммуникативное развитие
Игра как особое пространство развития ребенка
(Программа «Детство» -стр. 90)
- Присутствует предварительное обозначение темы игры и создание игровой обстановки
- Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения–положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами
- Активен в сюжетных и театрализованных играх:
* в вербальном плане, придумывании игровых действий, фантазировании (для детей-сочинителей)
* в создании игровых образов вс-ригре, управлении персонажами в реж. игре (для детей-исполнителей)
* в инициировании игровых замыслов и создании образов игровых персонажей, согласовании замыслов игроков (для детей–режиссеров)
* в реализации много плановых игровых сюжетов в сочетании игры и продуктивной деятельности (для детей-практиков)
- Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм
- В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами
Дошкольник в мире социальных отношений
(Программа «Детство»-стр. 105-106)
- Положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками
- Проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям
- Ориентируется в контактах на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения
- В общении со сверстниками умеет принимать общий замысел, договариваться, в носить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности
- Различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил
- Имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на
Нравственные представления
Развитие ценностного отношения к труду
(Программа «Детство»-стр. 107)
- Самостоятелен, инициативен в самообслуживании
- Стремится к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде.
- Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых.
- С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда
Формирование основ безопасного поведения
(Программа «Детство»-стр. 108-109)
- Приводит примеры правильного поведения в отдельны опасных ситуациях, устанавливает связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни
- Соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале
- Пользуется под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и пр.) и приборами
- Осторожен при общении с незнакомыми животными
- Соблюдает правила перехода дороги, правильно ведет себя в транспорте
- Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей
- Познавательное развитие
- (Программа «Детство»-стр. 124-125)
- Проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные
Представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности
- Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения
- Знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах
- Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях,интересах, хорошо знает свои имя, фамилию, возраст, пол
- Различает людей по полу, возрасту, профессии
- Использует приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия, порядка, включения
- Умеет пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка
- Использует мерки разного размера, фиксирует результат числом и цифрой
- Увеличивает и уменьшает числа на 1,2, присчитывает и отсчитывает по 1, освоил состав числа из двух меньших
- Устанавливает простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости
- Художественно-эстетическоеразвитие
Изобразительное искусство и развитие продуктивной деятельности, детского творчества
- (Программа «Детство»-стр. 160)
- Эмоционально- эстетически откликается на проявления прекрасного: различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам,
функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности
- По собственной инициативе рисует, лепит, конструирует необходимые для игр объекты, подарки родным,предметы украшения интерьера, подбирает средства выразительности
- Демонстрирует хороший уровень технической грамотности, стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым
- Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ
Художественная литература
(Программа «Детство»-стр. 162)
- Проявляет стремление к постоянному общению с книгой: обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; называет любимые тексты,
объясняет, чем они ему нравятся
- Знает фамилии 3—4-х писателей, названия их произведений, отдельные факты биографии
- Устанавливает связи в содержании произведения,понимает его эмоциональный подтекст
Использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов
- - Развиты элементы культуры слушательского восприятия
Физическое развитие
(Программа «Детство»-стр. 180-181)
- Имеет богатый двигательный опыт (объем освоенных основных движений,
общеразвивающих, спортивных упражнений)
- В двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость
- В поведении четко выражена потребность в двигательно йдеятельности и физическом совершенствовании
- Уверено, точно, взаданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, проявляет необходимый самоконтроль и самооценку
- Творчески составляет несложные комбинации (варианты)из знакомых упражнений
- Самостоятельно привлекает внимание других детей и организует знакомую подвижную игру
В приобщении к здоровому образу жизни
- Практически решает некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения
- Готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью)
- Имеет представления о некоторых видах спорта.
Образовательная область «Речевое развитие» :
«Программа развития речи дошкольников» Ушаковой О. С.
Старший возраст (5-6 лет)
- Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность. - Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
- Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
- Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
- Ребенок владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, мест звука а слове
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (музыка)» : программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И.
Старший дошкольный возраст (5- 6 лет)
Музыкально- ритмические движения: различают двух частную неконтрастную музыку, самостоятельно меняют движения по частям и музыкальным фразам, энергично ходят, легко бегают, ритмично прыгают, выполняют различные махи руками и выбрасывание ног, кружатся под руку, выполняют «ковырялочку», притопы, используют знакомые движения в творческих плясках, оценивают качество выполняемых движений.
Развитие чувства ритма, музицирование: узнают песню, выложенную графически, самостоятельно выкладываают и играют ритмический рисунок, изображают ритмически свое имя, исполняют простейшие импровизации на музыкальных инструментах.
Слушание музыки:знают понятие «жанровая музыка» и определяют на слух танец, марш, песню.
различают трехчастную контрастную и неконтрастную музыку, характеризуют музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу, отображают свои впечатления в рисунке.
Пение: узнают знакомые песни по вступлению, по мелодии, поют соблюдая ритмический рисунок песни, поют эмоционально, выразительно, передавая характер песни, с динамическими оттенками, согласованно, всем вместе, подгруппами, по цепочке, соло, дуэтом. Правильно берут дыхание, слушают вступление и начинать петь сразу после его окончания.
Образовательная область «Познавательное развитие» : «Математика в детском саду» Новиковой В. П
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
- ориентируются в пространстве, обозначают направление словами;
- составляют квадрат из счетных палочек;
- сравнивают предмет путем складывания пополам с с помощью условной мерки;
- увеличиват число на единицу;
- знают признаки четырехугольника
- умеют образовывать число 6,7,8,9,10, 0
- знают цифры 6,7,8,9,10,0 и соотносят цифру с числом;
- называют числительные по порядку, соотносят с предметами;
- составляют конструкцию из 4 –х равнобедренных треугольников, видоизменяют фигуры путем добавления;
- знают трапецию, ромб;
- делят квадрат на 4 части путем складывания по диагонали;
- измеряют сыпучие, жидкие вещества с помощью условной мерки;
- делят целое на части, называют «одна вторая, одна четвертая, половина»;
- знакомы с календарем, знают названия, последовательность дней недели.