Приложение МААМ

Рабочая программа 5–6 лет «Детство»

Галина Лифенко
Рабочая программа 5–6 лет «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы

Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной деятельности во II младшей группе общеразвивающей направленности (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУЦРР д/с №40 с учетом примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. А. Бабаевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 4 лет.

Публикация «Рабочая программа 5–6 лет „Детство“» размещена в разделах

Цель программы : создание каждому ребёнку в группе возможностей для развития способностей, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации и широкого взаимодействия с окружающим миром.

Задачи реализации программы :

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе с ОВЗ).

• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

• Развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

• Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.

• Обеспечение вариативности разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей

• Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программные задачи по образовательным областям

Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6лет

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений.

Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно, как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно- действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь, согласно мнению Л. С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д.

Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К 5-6 годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает.

Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры, и отработка навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Планируемые результаты освоения

Программы детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет)

Социально-коммуникативное развитие

Игра как особое пространство развития ребенка

(Программа «Детство» -стр. 90)

- Присутствует предварительное обозначение темы игры и создание игровой обстановки

- Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения–положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами

- Активен в сюжетных и театрализованных играх:

* в вербальном плане, придумывании игровых действий, фантазировании (для детей-сочинителей)

* в создании игровых образов вс-ригре, управлении персонажами в реж. игре (для детей-исполнителей)

* в инициировании игровых замыслов и создании образов игровых персонажей, согласовании замыслов игроков (для детей–режиссеров)

* в реализации много плановых игровых сюжетов в сочетании игры и продуктивной деятельности (для детей-практиков)

- Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм

- В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами

Дошкольник в мире социальных отношений

(Программа «Детство»-стр. 105-106)

- Положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками

- Проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям

- Ориентируется в контактах на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения

- В общении со сверстниками умеет принимать общий замысел, договариваться, в носить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности

- Различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил

- Имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на

Нравственные представления

Развитие ценностного отношения к труду

(Программа «Детство»-стр. 107)

- Самостоятелен, инициативен в самообслуживании

- Стремится к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде.

- Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых.

- С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда

Формирование основ безопасного поведения

(Программа «Детство»-стр. 108-109)

- Приводит примеры правильного поведения в отдельны опасных ситуациях, устанавливает связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни

- Соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале

- Пользуется под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и пр.) и приборами

- Осторожен при общении с незнакомыми животными

- Соблюдает правила перехода дороги, правильно ведет себя в транспорте

- Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей

- Познавательное развитие

- (Программа «Детство»-стр. 124-125)

- Проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные

Представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности

- Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения

- Знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах

- Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях,интересах, хорошо знает свои имя, фамилию, возраст, пол

- Различает людей по полу, возрасту, профессии

- Использует приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия, порядка, включения

- Умеет пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка

- Использует мерки разного размера, фиксирует результат числом и цифрой

- Увеличивает и уменьшает числа на 1,2, присчитывает и отсчитывает по 1, освоил состав числа из двух меньших

- Устанавливает простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости

- Художественно-эстетическоеразвитие

Изобразительное искусство и развитие продуктивной деятельности, детского творчества

- (Программа «Детство»-стр. 160)

- Эмоционально- эстетически откликается на проявления прекрасного: различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам,

функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности

- По собственной инициативе рисует, лепит, конструирует необходимые для игр объекты, подарки родным,предметы украшения интерьера, подбирает средства выразительности

- Демонстрирует хороший уровень технической грамотности, стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым

- Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ

Художественная литература

(Программа «Детство»-стр. 162)

- Проявляет стремление к постоянному общению с книгой: обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; называет любимые тексты,

объясняет, чем они ему нравятся

- Знает фамилии 3—4-х писателей, названия их произведений, отдельные факты биографии

- Устанавливает связи в содержании произведения,понимает его эмоциональный подтекст

Использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов

- - Развиты элементы культуры слушательского восприятия

Физическое развитие

(Программа «Детство»-стр. 180-181)

- Имеет богатый двигательный опыт (объем освоенных основных движений,

общеразвивающих, спортивных упражнений)

- В двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость

- В поведении четко выражена потребность в двигательно йдеятельности и физическом совершенствовании

- Уверено, точно, взаданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, проявляет необходимый самоконтроль и самооценку

- Творчески составляет несложные комбинации (варианты)из знакомых упражнений

- Самостоятельно привлекает внимание других детей и организует знакомую подвижную игру

В приобщении к здоровому образу жизни

- Практически решает некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения

- Готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью)

- Имеет представления о некоторых видах спорта.

Образовательная область «Речевое развитие» :

«Программа развития речи дошкольников» Ушаковой О. С.

Старший возраст (5-6 лет)

- Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность. - Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

- Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.

- Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

- Ребенок владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, мест звука а слове

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (музыка)» : программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И.

Старший дошкольный возраст (5- 6 лет)

Музыкально- ритмические движения: различают двух частную неконтрастную музыку, самостоятельно меняют движения по частям и музыкальным фразам, энергично ходят, легко бегают, ритмично прыгают, выполняют различные махи руками и выбрасывание ног, кружатся под руку, выполняют «ковырялочку», притопы, используют знакомые движения в творческих плясках, оценивают качество выполняемых движений.

Развитие чувства ритма, музицирование: узнают песню, выложенную графически, самостоятельно выкладываают и играют ритмический рисунок, изображают ритмически свое имя, исполняют простейшие импровизации на музыкальных инструментах.

Слушание музыки:знают понятие «жанровая музыка» и определяют на слух танец, марш, песню.

различают трехчастную контрастную и неконтрастную музыку, характеризуют музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу, отображают свои впечатления в рисунке.

Пение: узнают знакомые песни по вступлению, по мелодии, поют соблюдая ритмический рисунок песни, поют эмоционально, выразительно, передавая характер песни, с динамическими оттенками, согласованно, всем вместе, подгруппами, по цепочке, соло, дуэтом. Правильно берут дыхание, слушают вступление и начинать петь сразу после его окончания.

Образовательная область «Познавательное развитие» : «Математика в детском саду» Новиковой В. П

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

- ориентируются в пространстве, обозначают направление словами;

- составляют квадрат из счетных палочек;

- сравнивают предмет путем складывания пополам с с помощью условной мерки;

- увеличиват число на единицу;

- знают признаки четырехугольника

- умеют образовывать число 6,7,8,9,10, 0

- знают цифры 6,7,8,9,10,0 и соотносят цифру с числом;

- называют числительные по порядку, соотносят с предметами;

- составляют конструкцию из 4 –х равнобедренных треугольников, видоизменяют фигуры путем добавления;

- знают трапецию, ромб;

- делят квадрат на 4 части путем складывания по диагонали;

- измеряют сыпучие, жидкие вещества с помощью условной мерки;

- делят целое на части, называют «одна вторая, одна четвертая, половина»;

- знакомы с календарем, знают названия, последовательность дней недели.

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа 5–6 лет «Детство»
Опубликовано: 17 января 2023 в 18:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа 5–6 лет «Детство»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лифенко (УИ 1098790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД