Елена Малхасян
Дополнительная образовательная программа «Мир безопасностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.4. .Формы и методы организации образовательной деятельности
1.5. Подходы к организации взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений :
1.6. Планируемые результаты.
1.7. Система оценки результатов.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир безопасностей“» размещена в разделах
2.2 Комплексно-тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
III. Организационный раздел.
3.1. Учебный план работы кружка
3.2. Условия и средства реализации программы
3.3. Програмно-методическое обеспечение
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Ребёнок появляется на свет, а мама и папа днём и ночью заботятся о его благополучии. Малыш подрастает и становится самостоятельнее год от года. И вот он идёт в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит – пришла пора познакомиться с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные. С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину. Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе.
Дополнительная образовательная программа «Мир безопасностей» (далее Программа) имеет социально - педагогическую направленность, разработана на основе: - Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева и Н. Н. Авдеева программа «Основы Безопасности Жизнедеятельности»;
- Программа обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, Р. Литвинова.
В программу вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребё нка:
1. «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.
2. Ребенок и природа.
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
3. Ребенок дома.
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.
4. Здоровье ребенка.
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
6. Ребенок на улице.
Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.
Курс нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий. Формы проведения занятий различны: дидактическая игра; состязания, турниры; беседа, рассказ; игра – моделирование; развлечения, конкурсы, викторины.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Задачи:
- сформировать у ребенка навыки разумного поведения,
- научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
- способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Дидактические принципы построения и реализации Программы :
1. Принцип деятельности
В различных педагогических ситуациях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
2. Принцип целостного представления о мире
У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе, о роли и месте каждой науки о системе наук. Естественно, что при этом знания, формируемые у учащихся, должны отражать язык и структуру научного знания.
3. Принцип непрерывности
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип психологической комфортности
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
6. Принцип вариативности
Принцип вариативности предполагает развитие вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право педагога на самостоятельность в выборе форм и методов работы.
7. Принцип творчества (креативности)
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческой начало в деятельности, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем
1.4. Формы и методы организации образовательной деятельности
В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности :
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
• рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
• анализ различных ситуаций;
• чтение и обсуждение художественных произведений;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы с детьми на темы безопасного поведения;
• игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
• праздники и досуги.
Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.
Срок реализации программы : 1 год.
1.5. Ожидаемые результаты:
Планируемые результаты освоения программы
К шести годам в результате освоения программы ребёнок :
«Ребёнок и другие люди»
• знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
• имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
• имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
«Ребёнок и природа»
• различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
• знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
• знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
• знает правила поведения во время грозы.
«Ребёнок дома»
• знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
• имеет представление о мерах пожарной безопасности;
• имеет представление о работе милиции.
«Здоровье ребёнка»
• имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
• знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
• имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
• понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
• имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
• имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
• знает правила поведения на воде.
«Ребёнок на улице»
• соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
• понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
• имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
• узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
• знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т. д.).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
- Диагностика знаний, умений и навыков детей. Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов
- Участие в соревнованиях.
1.6 Система оценки результатов.
Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводная (сентябрь) 2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание психолого-педагогической работы.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.
Основными задачами в данный период являются: обучение укреплению здоровья при общении с природой; формирование представления о съедобных и несъедобных растениях, грибах. обучение правилам безопасности при пользовании бытовыми приборами, изучение элементарных правил ПДД.
Содержание психолого-педагогической работы
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транс порта, о работе светофора. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
2.2. Комплексно-тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности.
Месяц Тема Содержание работы Литература
Сентябрь Контакты с незнакомыми людьми на улице Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях № 1
стр. 42
Съедобные ягоды и ядовитые растения Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть № 1
стр. 79
Прогулка по городу Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте № 3
стр. 69
Конспект
Микробы и вирусы Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) № 1
стр. 96
октябрь Чтобы нам не болеть Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам). № 2
стр. 51
Улица полна неожиданностей Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья № 3
стр. 69
Конспект
Для чего нужны дорожные знаки Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения № 3
стр. 29
Путешествие в страну правил дорожного движения (досуг) Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности
Конспект
ноябрь Я потерялся Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации № 3
стр. 69
Конспект
Взаимосвязь и взаимодействие в природе Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды № 1
стр. 70
Контакты с животными Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны № 1
стр. 83
Если чужой приходит в дом Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни № 2
стр. 86
декабрь Пожароопасные предметы Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться № 1
стр. 54
Предметы, требующие осторожного обращения Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами № 1
стр. 56
Пожар Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём № 2
стр. 13
Огонь – судья беспечности людей (досуг) Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём № 2
стр. 15
январь Насильственные действия незнакомого взрослого на улице Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице № 1
стр. 49
Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход) Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения № 3
стр. 25
Правила дорожного движения Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика № 3
стр. 33
февраль Служба «02» Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого № 2
стр. 19
Как работает сердце человека Познакомить детей с назначением и работой сердца № 1
стр. 86
Как мы дышим Ознакомить детей с органами дыхания № 1
стр. 90
Здоровье и болезнь Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. № 1
стр. 97
Март Незнайка на улице (досуг) Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения Конспект
Здоровая пища Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной № 1
стр. 104
Одежда и здоровье Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться № 1
стр. 113
Гроза Знакомство детей с правилами поведения во время грозы № 2
стр. 24
апрель В здоровом теле – здоровый дух (досуг) Формировать у детей умение заботиться о своём; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие Конспект
Режим дня Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья № 1
стр. 106
Игры во дворе Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. № 1
стр. 122
Безопасность Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. № 2
стр.
Май Красный, жёлтый, зелёный (досуг) Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. № 5
стр. 8
Контакты незнакомыми людьми дома Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. № 1
стр. 46
Обучение правилам поведения на воде Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение № 2
стр. 60
Азбука безопасности (викторина) Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе Конспект
2.3Взаимодействие с семьями воспитанников
План работы с родителями
Сентябрь
1. Мини – лекция: «Улица - не место для игр».
2. Игра для родителей «Мы и дорога».
3. Анкетирование на тему: «Безопасность на дорогах».
4. Папка-передвижка «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения».
Октябрь
1. Досуг для родителей и детей: «Дорожная азбука».
2. Папка-передвижка: «Дорожное движение»
3. Памятка для родителей : «Воспитываем грамотного пешехода»
4. Педагогический всеобуч: «Обучение дошкольников безопасному поведению».
Ноябрь
1 Создание «Центра безопасности» совместно с родителями (приобретение дидактических игр, пособий, литературы)
2. Родительский всеобуч: «Знаешь ли ты свой дом?». (острые предметы, лекарства, бытовая химия, личная безопасность дома)
3. Анкетирование «Безопасность».
3. Памятка для родителей: «Опасности и правила поведения».
Декабрь
1. Консультация для родителей: «Основы пожарной безопасности»
2. Папка-передвижка: «Правила пожарной безопасности»
3. Конкурс на лучший плакат: «Пожарная безопасность».
Январь
1. Папка- передвижка: «Детские болезни».
2. Анкетирование: «Растём здоровыми».
3. Круглый стол: «Вырастим детей здоровыми».
4. Памятка для родителей: «Профилактика вирусных и простудных заболеваний».
Февраль
1. Педагогический марафон: «Уроки для детей и правила для родителей».
2. Папка – передвижка: «Кто стучится в дверь ко мне?».
3. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Один дома».
Март
1. КВН с участием родителей и детей «Правила дорожные».
2. Совместная деятельность родителей и детей: «Опасно - безопасно».
3. Папка - передвижка: «Осторожно! Незнакомец…».
Апрель
1. Семинар - практикум: «Букварь здоровья».
2. Анкетирование «Качество питания».
3. Диспут «Что мы едим?»
4. Праздник здоровья с участием детей и родителей: «Витаминиада».
Май
1. Папка- передвижка «Отдых на природе».
2. Семинар- практикум «Животные в жизни детей». (безопасность)
3. Игра-тренинг «Правила оказания первой помощи» (ушибы, порезы, укусы).
4Информация в родительский уголок: «Осторожно, клещи!».
III. Организационный раздел.
3.1. Учебный план работы кружка
Год обучения Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Длительность занятий, мин. Кол-во часов в год
3 год обучения Старшая группа
1
4
36 20 -25 мин 12- 15ч
3.3. Условия и средства реализации программы
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов Количество образовательных ситуаций
1 Ребёнок и другие люди 4
2 Ребёнок и природа 4
3 Ребёнок дома 6
4 Здоровье ребёнка 10
5 Ребёнок на улице 11
Итого 35
3.3. Програмно-методическое обеспечение
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стёркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2 Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
3. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова и др. Сост. Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1989.
4. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М. : Книголюб, 2004.