Евгения Макашова
Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Непоседы»
(от 4 до 5 лет)
на 2022– 2023 учебный год
Согласовано:
Ст. воспитатель
Ефимова Е. П.
___
«___»___ 2022 г.
Составители:
Буркова Елена Вадимовна
Макашова Евгения Владимировна
г. Майкоп, 2022г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы на учебный год» размещена в разделах
Цель и задачи программы
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
1.2.
Основные задачи вариативной части рабочей программы
(Национально-региональный компонент рабочей программы)
Основные принципы и подходы к формированию рабочей программы
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе.
1.3.
Планируемые результаты освоения программы
Вариативная часть планируемых результатов усвоения рабочей программы
Инвариантная часть планируемых результатов усвоения рабочей программы
Методики, технологии, средства воспитания
1.4.
Социальный паспорт группы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей (Инвариантная часть)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие игровой деятельности
2.2.
Вариативная часть рабочей программы. Национально-региональный компонент рабочей программы
Основные направления работы ДОУ по региональному компоненту
Образовательная область «Развитие речи»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
2.3.
Мини-музей «Культуры и быта народов Северного Кавказа»
2.4
Учебный план на 2021-2022 учебный год
2.5
Формы проведения образовательной деятельности в группе
2.6.
Расписание образовательной деятельности
2.7.
Тематическое планирование
2.8
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
Календарно-тематическое планирование (сентябрь)
Календарно-тематическое планирование (октябрь)
Календарно-тематическое планирование (ноябрь)
Календарно-тематическое планирование (декабрь)
Календарно-тематическое планирование (январь)
Календарно-тематическое планирование (февраль)
Календарно-тематическое планирование (март)
Календарно-тематическое планирование (апрель)
Календарно-тематическое планирование (май)
2.9.
Сотрудничество с семьями воспитанников
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Режим дня
3.2
Предметно-развивающая среда
3.3.
Перечень учебно-методической литературы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 года).
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основнымнаправлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно–эстетическому и физическому.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности :
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно - эстетическому развитию.
Срок реализации Программы - 1 год (2022– 2023 учебный год)
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа :
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Конвенция о правах ребенка
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ №11 «Детский сад общеразвивающего вида №11»
Цель и задачи Рабочей программы :
Целью Программы является создание благоприятных условий создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических, физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств, творческих способностей ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Цель Программы достигается через решение следующих задач:
Задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в томчисле их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждогоребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (втом числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии сихвозрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитияспособностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений ссамим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процессна основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых вобществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностейздорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности иответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ иорганизационных форм дошкольного образования, возможности формированияПрограмм различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышениякомпетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития иобразования, охраны и укрепления здоровья детей.
В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участникамиобразовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими инеобходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенкуи направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных иобщечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметныйцентризм в обучении.
Социально – коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
*
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
*
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
*
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
*
Ребенок в семье и сообществе
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
*
Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
*
Воспитание культурно гигиенических навыков.
oФормирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
*
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
*
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
*
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности
*
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
*
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
*
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
*
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
*
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
*
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением
*
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
*
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социокультурными ценностями
*
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
*
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
*
Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
*
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы
*
Ознакомление с природой и природными явлениями.
*
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
*
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
*
Формирование элементарных экологических представлений.
*
Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
*
Воспитание умения правильно вести себя в природе.
*
Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Речевое развитие
Развитие речи
*
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
*
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
*
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература
*
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
*
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
*
Художественно - эстетическое развитие
*
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
*
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
*
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству
*
Развитие эмоциональной восприимчивости,
oэмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
*
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
*
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность
*
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
*
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
*
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность.
*
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
*
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Физическое развитие
Формирование начальных представлений
о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура
*
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
*
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
*
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
*
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
Национально-региональный компонент рабочей программы
С целью реализации приобщения к русской и адыгейской культуре выделяются следующие задачи:
1. Духовно-нравственное развитие ребенка.
2. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка посредством формирования представлений и понятий об окружающем мире.
3. Формирование у ребенка способности воспринимать своеобразие региональной социокультурной и природной среды, принимать и позитивно преобразовывать ее.
4. Построение предметно-развивающей среды для обеспечения игровой, учебной, коммуникативной и знаково-символической видов деятельности.
5. Создание условий для речевого развития ребенка.
6. Целенаправленно и систематически развивать познавательные способности ребенка через познание окружающего мира.
7. Обеспечение условий для различных видов двигательной деятельности ребенка, использования национальных подвижных игр.
Основные принципы и подходы к формированию рабочей программы
При разработке Рабочей программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью образовательной системы, заложенной в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Программа формируется на основе комплексного подхода в решении задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, в организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников обучающихся по программе детей
средней группы (от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.
Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываютсяспособны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием «образа Я» ребенка, его детализацией.