Светлана Куприй
Рабочая программа «Экология малышам» кружка «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЯ – МАЛЫШАМ» ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5–7 лет. Срок реализации-2 года
Автор программы: Воспитатель 2 категории Куприй Светлана Ивановна
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа „Экология малышам“ кружка „Юный эколог“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: НОД, повседневная деятельность.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Пояснительная записка.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.
После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, мной была разработана и апробирована рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников «ЭКОЛОГИЯ – МАЛЫШАМ».Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева З. А. Михайлова ; О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» ; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также технологии программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н. Н. Кондратьевой.
Причинами создания рабочей программы «Экология – малышам» стали:
направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
желание родителей,
работа со способными детьми.
Основной целью программы является:
воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Программа реализует следующие задачи:
Обучающая: обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитие элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
Развивающая: развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса.
Воспитательная: развитие эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому моя программа «Экология – малышам» направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.
Таким образом, основным методом краеведческой работы дошкольников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).
Общие сведения о кружке:
вид кружка – переменного состава
год занятия кружка – Первый, (второй)
количество членов кружка – 12 человек
возраст кружковцев – 5 – 6 лет, (6 – 7 лет)
количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 часов в учебный год
место занятий – МБОУ ЦРР Детский сад 1 категории № 70 г. Шахты Ростовской области
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты,дидактические игры (настольно-печатные, словесные,игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Ожидаемые результаты:
называть природные объекты и воспроизводить их по предложению взрослого ;
правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
понимать ценность природных объектов;
Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
3. Вечер развлечений «Кто в доме живет?». По материалам блоков занятий «Растения», «Животные», «Лес»
4. Викторина на тему «Волшебница вода».
Воспитательные мероприятия: дидактические игры; конкурсы и игры; коллективные творческие дела.
Работа с родителями: анкетирование «Мнение об организации и проведении кружка; посещение занятий родителями; участие в опросах по сбору этнографической и другой информации; индивидуальные беседы.
Учебно – тематический план.
Первый год обучения.
Раздел / Количество занятий
1. «Экологическая книга» / 11
2.«Обитатели уголка природы» / 4
3. «Животные» / 4
4.«Птицы» / 3
5. «Мой край Донской» / 2
Второй год обучения.
Раздел / Количество занятий
1. «Я и природа» / 2
2. «Вода» / 3
3. «Воздух» / 3
4. «Солнце» / 3
5. «Почва» / 4
6. «Человек и природа» / 2
7. «Растения Донской степи» / 6
8. «Красная книга Дона. Животные» / 8
9. «Донские урочища» / 1
10. «Мой край родной» / 3