Марина Газизова
Пути и средства создания психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – особое место в жизни большинства из нас. "Сад" – место "сияния", взращивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды, или прекрасный цветок, радующий глаз.
На способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье человека. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.
Темочки:
Понимая это, наш педагогический коллектив нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата.
Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка.
В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые — родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада стараются каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Первая ступенька, на которую ступает большинство детей, – ступенька яслей. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Ребёнка окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания.
В этот период очень важно создать условия, способствующие укреплению резервных возможностей организма. Необходима тесная связь с родителями, которую мы осуществляем через:
1. организацию адаптационной группы;
2. создание комфортных условий организации режимных моментов;
3. осуществление дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
4. осуществление учёта индивидуальных особенностей;
5. присутствие близких ребёнку людей в группе.
Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДУ.
Созданная у нас предметно-развивающая, ландшафтная среда стимулирует творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создаёт психологический комфорт для каждого из них.
Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. И поэтому сотрудники детского сада стремятся привнести в интерьер элементы домашней обстановки, также внести новые веяния оформления (барные стойки, торшеры, холодильники и т. д.).
При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт : "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал, использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.
Создаётся визуальный психологический комфорт :
1. лоскутные картины;
2. пейзажи, эпизоды сказок из обоев (в раздевалках);
3. элементы фитодизайна (в фойе);
4. украшение интерьера продуктами детской деятельности – галерея рисунков, аппликации.
Открывая ворота нашего детского сада, всех встречает тёплое, солнечное приглашение "Шчыра запрашаем". Справа уютно расположились герои сказки "Три поросёнка". У центрального входа "Паровозик из Ромашково" символизирует радостное путешествие в сказочную страну "Детский сад".
Экологический уголок приобщает к природе, способствует наполнению жизненной, природной энергией.
С весны до поздней осени радуют глаз цветы на оригинальных цветниках, ухоженные газоны. Многообразие кустов и кустарников, деревьев создаёт неповторимый колорит. Вместе с детьми создаём эту неповторимую красоту, ухаживаем и бережно относимся к ней, каждый год стремимся её приумножить.
Когда мы попадаем в группы детского сада, заметна неповторимость стиля каждой групповой, спальной комнаты, раздевалки. В этом году планируется тематическое оформление групп ( например: "Космическая").
При оформлении стараемся учитывать индивидуальные особенности детей (более "спокойные" тона там, где есть гиперактивные дети, также эмоциональные состояния. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому у нас в группах созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился – можно выходить и снова включаться в общую суету. Способствуют успокоению, расслаблению использование двухстороннего ковра для релаксации в кабинете психолога – "Тихое озеро", "На лесной полянке", а также световые игрушки "Лампа-магма", "Колесо обозрения". Педагоги формируют у детей умение определять эмоциональное состояние своё и других людей. Для этого используются такие пособия:
- коврик эмоций в кабинете психолога;
- экраны настроения, которые помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей. Все они разные по стилю, оформлению и содержанию.
В спальнях детский сон охраняют игрушки-ангелочки. Воспитатель говорит слова: "Пусть сладко всем вам спится, хорошее приснится, пусть ваши ангелочки вас хранят!" Или прочитает любимую сказку перед сном. Всё это способствует успокоению и быстрому засыпанию.
Для создания психологического комфорта у нас в детском саду используются такие формы работы:
1. физкультурные и оздоровительные мероприятия;
2. музыкально-спортивные досуги;
3. музыкальные праздники, народные.
Родители и педагоги детского сада – единомышленники, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.
Основное направление моей деятельности как психолога – создание оптимальных условий для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка. В рамках этого направления я осуществляю следующую деятельность:
1. оптимизирую процесс адаптации через наглядную профилактику и психологическое просвещение;
2. провожу коррекционно-развивающие занятия, тренинги общения;
3. использую методы релаксации, APT- терапии;
4. осуществляю диагностическую работу, направленную на изучение комфортности пребывания в детском саду.
Оценка комфортности среды в ДУ проводится совместно с администрацией. Используются следующие методики: наблюдения за свободной деятельностью детей, беседы со старшими дошкольниками с целью определения доступности среды группы для воспитанников, анализ режима дня, учебной нагрузки, предметно-развивающей среды.
Существуют у нас, конечно, и проблемы. Наиболее острые из них –материальное обеспечение и переполненность групп.
Из вышесказанного можно сделать вывод: необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению здоровьесберегающего образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт.