Клавдия Бычкова
Пути формирования изобразительной деятельности у младших дошкольников с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Сложность формирования изобразительной деятельности у дошкольников с детским церебральным параличом обусловлена несформированностью психологичсеского базиса и необходимого для этого внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Использование изобразительной деятельности как средства коррекции позволяет, с одной стороны, сформировать психологическую базу, необходимую для ее развития, а с другой – совершенствовать саму изобразительную деятельность. Формирование изобразительной деятельности у дошкольников с ДЦП станет эффективным только в результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы, включающей развитие не только графических навыков и продуктивного воображения, но и психологического базиса изобразительной деятельности.
Публикация «Пути формирования изобразительной деятельности у младших дошкольников с ДЦП» размещена в разделах
Источниками диагностического инструментария служат научно-практические разработки И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, Н. Г. Салминой, А. В. Семенович.
Цель коррекционно-развивающей программы– коррекция недостатков развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ДЦП путем формирования необходимой для этого психологической базы и развития мелкой моторики. Программа реализуется поэтапно. На основном этапе необходимо запланировать следующие направления: развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия; формирование мыслительных операций анализа и синтеза, а также предметного рисунка, продуктивного воображения и совершенствования графомоторных навыков.
Формирование зрительного восприятия - основа становления образных форм познания в школьном возрасте. Зрительно-пространственная ориентировка, как один из основных видов ориентировочной деятельности, является фундаментом для решения многих практических задач.
В этом направлении в коррекционную программу вводятся следующие упражнения.
• Соотнесение предметов по размеру (длине, ширине); ранжирование предметов (от самого короткого до самого длинного).
• Нахождение на рисунке двух одинаковых предметов (по форме, размеру, узору).
• Соотнесение предметов с геометрической формой.
• Узнавание предмета по его тени.
• Узнавание перечеркнутых предметов и букв, изображений реальных предметов и их контуров.
• Формирование зрительного слежения в различных направлениях (сверху вниз, слева направо, по часовой стрелке и против нее, "распутывание" клубочков (сначала с помощью пальца, затем только зрительным слежением);
задачи-лабиринты (простые и сложные).
• Узнавание наложенных друг на друга изображений (сначала узнают предметы по цветным контурам, затем по черным) от простого к сложному (от двух до пяти рисунков, от предметов к буквам.
• Узнавание незавершенных изображений.
• Нахождение ошибок в черно-белых рисунках и различий в двух похожих рисунках.
• Нахождение "спрятанных" в рисунках изображений предметов (выделение фигуры из "зашумленного" фона). Эти задания требуют умения переключаться с одного ряда элементов на другой, что очень важно при обучении письму, работе с любыми графическими изображениями.
• Нахождение в большом массиве символов заданной комбинации цифр, букв, геометрических фигур, предметов в их последовательности.
Формирование зрительно-моторной координации.
• Проведение прямых линий (вертикальных, горизонтальных) в направлении, указанном стрелкой, от простого к сложному (сначала по частому и редкому пунктиру, затем без пунктира с помощью зрительного слежения).
• Проведение линий внутри лабиринта, спиралеобразных линий, не отрывая руки, внутри дорожки, не выходя за ее границу.
• Обведение контуров сложных фигур в заданном направлении, не отрывая руки.
Эти упражнения направлены на зрительное прослеживание в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации согласно принципу "глаз учит руку".
Формирование пространственного восприятия.
В психологической литературе подчеркивается тесная взаимосвязь восприятия пространства с познавательной деятельностью человека. Многие авторы отмечают особое место методик формирования восприятия пространства и навыков ориентировки в нем в системе перцептивного обучения.
Овладение навыками ориентации в пространстве и пространственных отношений между предметами невозможно без обучающей помощи взрослого. Ребенок в условиях нормального развития испытывает значительные трудности в пространственной ориентировке, а формирование пространственных представлений складывается у него значительно позднее других представлений и умений в силу отсутствия конкретного анализатора, ответственного за восприятие пространства. Именно поэтому для детей с ДЦП особенно актуально целенаправленное обучение пространственному восприятию, умению ориентироваться в пространстве, правильно употреблять в речи пространственные отношения, формировать навыки замещения и моделирования.
Коррекционно-развивающие упражнения этого блока программы вводятся с учетом последовательности усвоения знаний о пространстве в онтогенезе.
1. Ориентировка в схеме тела и в направлениях пространства.
2. Ориентировка в пространстве листа и отражение пространственных отношений между объектами с использованием знаковых систем.
3. Мысленное преобразование пространства с использованием знаковых систем.
Освоение телесной схемы позволяет ребенку в дальнейшем свободно оперировать абстрактными пространственными представлениями с опорой на речь (использование предлогов, логико-грамматических конструкций, символами-стрелками, математическими знаками, схемами. Несформированность представлений о сторонах тела приводит к нарушениям письма, ориентации в пространстве листа и в условных обозначениях.
Результаты диагностики показали, что не только дети с ДЦП путают левую и правую сторону и с большой долей неуверенности ориентируются в схеме своего тела. Именно поэтому в каждое занятие нужно включать разминки и игровые упражнения сначала на закрепление знания схемы своего тела, затем на умение ориентироваться в схеме тела другого ребенка и правильно показывать стороны его тела, затем на умение от зрительно-пространственного восприятия (карточки с изображением различных поз) переходить к правильному изображению этих поз.
• Анализ строения предметов. Задания этой группы направлены на формирование способности восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения и соотносить его элементы в пространстве.
Упражнения "Сложи разрезанную картинку!", "Раскрась необходимые детали!", "Сложи из геометрических фигур картинку по образцу!", "Заполни контур пирамидки кольцами нужной формы и размера!", "Найди и посчитай все геометрические фигуры, из которых состоит данный предмет!", "Дорисуй недостающие элементы!", "Найди нужную рамку – последовательность элементов из большого массива разных элементов", "Нарисуй человека!".
Мысленное преобразование пространства с использованием знаковых систем.
Если ребенок хорошо владеет внешними формами замещения и наглядного моделирования (с помощью чертежей, схем, условных обозначений, то он может перевести эти наглядные модели во внутренний план (план представлений, "увидеть" и представить то, о чем ему рассказывают, или представить желаемые результаты собственных действий.
А использование предметов-заместителей в изобразительной деятельности позволяет развивать внутренние формы замещения и наглядного моделирования. Однако если этот процесс оставить без руководства со стороны педагогов, то интеллектуальный потенциал ребенка будет раскрыт далеко не полностью.
• Задания на ориентировку в схематичном изображении пространства представлены упражнением "Поиск предмета в реальном пространстве с помощью плана".
Основная цель всех упражнений – научить выделять признаки предмета с учетом изменения его положения в пространстве.
Источники
1. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2008.
2. Салмина Н. Г. Учимся думать: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. М., 2006.
3. Салмина Н. Г., Филимонова О. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М., 2006.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском саду. М., 2002.
5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М., 2009.
6. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2005.