Лариса Иванова
Путешествия в таинственный мир познания
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период для ребенка- это как маленький волшебный островок, где он готов сразу пуститься в таинственный мир познания, где каждое путешествие наполнено необычными тайнами, загадками, сюрпризами, кладами; и это увлекает ребенка и он готов пройти любые испытания-задания и достичь цели. Психологами доказано, что знания, полученные с интересом, с получением положительных эмоций, с преодолением трудностей, преград и затем достижением результата надолго запоминаются ребенком и развивают все его психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).
Публикация «Путешествия в таинственный мир познания» размещена в разделах
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ведь ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им в действии убедиться в верности или неверности своих предположений. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
В обычной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности группах, для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений у нас в детском саду во всех группах организованы центры экспериментирования. В моей группе имеется центр «Маленькие исследователи». В нем есть все то, что понадобится детям для игр-экспериментов: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые и непищевые красители, различные сосуды, зеркала, лупы, детские микроскопы, калейдоскопы, мыльные пузыри, шары, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они все безопасными для детей и хранятся в удобных для пользования контейнерах.
Учить действовать детей в центре самостоятельно мы начинаем со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняем, что они хотят получить, но в ход не вмешиваемся. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
Для безопасного исследования с детьми разработаны правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой блокнот, где фиксируется его деятельность, которую он осуществляет. Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В своей работе использую мыслительные игры-эксперименты и развивающие игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. Это игры: «Чья это тень», «Найди такой силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Что сначала, что потом», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и другие.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуем в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, щеткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, угольком, экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. В аппликации и ручном труде используем различные нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.
В развитии речи используем опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Где звучит», «Что звучит»,«Найди рифму», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Волшебная цепочка». При составлении описательных рассказов по картинкам и игрушкам используем решение проблемных ситуаций. После прочтения художественных произведений используем проблемные ситуации, помогает в этом книга Фесюкова «Уроки сказки»
В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков леса, города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по металлофону, в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Очень важно, чтобы ребенок на каждом занятии по формировании математических представлений много действовал практически: сравнивал, преобразовывал, считал, измерял, обводил, вычислял, моделировал и др. Дети с удовольствием решают разнообразные творческие задачи: отгадывают, составляют, изменяют, доказывают, группируют, решают, мыслят. Поэтому всегда стараюсь давать детям действовать самостоятельно, т. е. больше раздаточного материала: карточек, предметов. Весь этот процесс на занятии вызывает у ребенка непподельный, живой интерес, развивает самостоятельность, решительность. А так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте игра, то, конечно, занятия, а особенно итоговые, превращаются в интересную игру, где дети показывают свои знания приобретенные ранее на занятиях. На каждом занятии стараюсь вводить разные игровые ситуации, задания от разных героев сказок, мультфильмов, обязательны физминутки, задания для снятия напряжения для глаз, индивидуальные карточки. Очень важен, конечно, и демонстрационный и раздаточный материалы, он должен быть разнообразен и интересен ребенку, так как зрительный образ воспринимается прочнее и лучше ребенком в дошкольном возрасте.
Экспериментальная деятельность идет и во время прогулок, в центре природы, во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим.
Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В нашем мини-музее часов можно получить интересную информацию о различных часах, которые представлены с разных сторон: с часами можно поиграть, их можно попробовать смастерить, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Например, что можно сделать за 5 минут, за 1 минуту (дети совершают действие, а песочные часы работают, будильник звонит тогда, когда должно закончиться занятие. А еще по фотографиям можно познакомиться- сколько много часов есть в «Музее часов» г. Ангарска. Разнообразную коллекцию часов мы собирали вместе с родителями.
А главным героем от имени которого моделируется проблемная ситуация является фигура Петра1, который был во многих делах первооткрывателем.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.