Наталья Губушкина
Конспект фольклорного занятия «Путешествие в сказочный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в сказочный мир»
Цель: формировать представление о культуре русского народа, быта, фольклора.
Задачи:
- познакомить с особенностями русской сказки, на примере: «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят» : особенности зачина сказки, на повторяемость событий и действий, использование русского фольклора.
- познакомить с особенностями русского быта: (люди жили в избах деревянных - лубяных, в избах были печи, лавки, стол т. д).
Публикация «Конспект фольклорного занятия „Путешествие в сказочный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
-формировать умение внимательно слушать сказки, узнавать и называть героев.
-учить, последовательно располагать картинки в соответствии с сюжетом сказки.
-развивать художественные способности детей.
Материал: книги со сказками : «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят». Сюжетные картинки по сказке, «Заюшкина избушка», настольный театр с героями сказок, наглядный материал (лёд, дерево, маски-шапочки, цветные карандаши, белая бумага, трафарет крынки, предметы русского быта.
Чтение сказки «Заюшкина избушка».
Цель. Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи: Создать необходимые условия для знакомства детей с русской народной сказкой.
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.
Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Ход:
1. Какие, сказки мы уже читали с вами? («Колобок», «Теремок», «Репка»).
Объяснить, что означают новые слова. (Лубяная, ледяная, клочки по закаулочкам, посечи).
2. Чтение сказки «Заюшкина избушка».
3. Анализируем сказку :
1. Какие избушки построили лиса и заяц? (Ледяную и лубяную).
2. У кого, растаяла избушка? (У лисы).
3. Кто, выгнал зайца из дома? (Лиса).
4. Какие звери хотели помочь зайцу? (Собаки, медведь, петух).
5. Кому, удалось выгнать лису? (Петух).
6. Петух, какой герой, добрый или злой? (Добрый, справедливый, смелый).
7. А лиса, какая? (Хитрая, наглая).
Приложение 2.
Экспериментирование со льдом.
Цель: подвести детей к понятию того, что снег тает от любого источника тепла, а бревно остаётся прежним и неизменным.
Материалы: две ёмкости, кусок льда, деревянный брусок.
Ход:
1. Взять две ёмкости в одну положить кусок льда, в другую положить деревянный брусок. Сравнить лёд и брусок.
2. Рассмотреть с детьми, какой цвета, формы, лёд и деревянный брусок.
3. Потрогать на ощупь лёд и деревянный брусок.
5. Предложить детям провести эксперимент (оставит эти предметы в группе).
Вывод:
После того как растаял лёд подвести детей к выводу рассмотрев и убедиться в том, что лёд – растаял, а брусок остался таким как и был.
Почему, у лисы избушка растаяла, а у зайца нет? (У лисы избушка была ледяная, лёд под воздействием тепла тает, а брусок не тает, остаётся неизменным).
Приложение 3.
Аудио прослушивание сказки «Волк и семеро козлят».
Цель: познакомить детей с новой сказкой; продолжать развивать у детей умственную активность, наблюдательность по средствам аудио записи; воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать умение отвечать на вопросы по смыслу сказки; закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
Ход: 1. Загадывание загадки.
Нравом зол, цветом сер.
Семерых козлят он съел.
(Волк).
Предварительно объяснить, что означают новые незнакомые слова: (трава шелковая, водица студёная, отопритеся, вымечко, толстый голос, горло перековать грешить).
2. Прослушать сказку «Волк и семеро козлят».
3. Анализируем сказку :
1. Кто уходил в лес, есть травку шелковую, пить воду студёную? (Коза).
2. Кому наказывала коза запереть дверь? (Козлята).
3. Кто подслушал, как поёт коза, и решил, перехитрил козлят? (Волк).
4. Кто, спрятался в печке? (Козлёнок).
5. С кем, коза прыгала через горящую яму? (С волком).
6. У кого, лопнуло брюхо? (У волка).
7. Волк, какой герой, хитрый, добрый или кровожадный (хитрый, кровожадный).
Приложение 4.
Чтение сказки : «Снегурушка и лиса»
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Задачи: познакомить с новой сказкой; создать необходимые условия для знакомства детей с русской народной сказкой; закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности; обогащать словарь связной речи; приобщать детей к процессу определения добра.
Ход:
1. Беседа.
Какие сказки мы читали на этой недели? («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
Какие герои в этих сказках были злые? (Лиса хитрая, волк злой).
Какие герои в этих сказках были добрые, заботливые, доверчивые? (Питух добрый, коза заботливая, козлята доверчивые).
2. Чтение сказки «Снегурушка и лиса».
3. Анализируем сказку :
1. Коуда и зачем, ушла Снегурушка с подружками? (В лес за ягодами).
2. Что, приключилась с ней в лесу? (Заблудилась).
3. Кто, хотел её отнести домой? (Волк, медведь, лиса).
4. К кому, Снегурушка села на спину? (Лисе).
5. Чем стали угощать лису бабушка и дедушка? (Молоко, творогом, Яйцами).
6. А в этой сказке, какая лиса? (Добрая, услужливая, не хитрая).
Приложение 5.
Беседа «Русская изба».
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи старинного русского быта; расширить кругозор; рассмотреть иллюстрации на тему «Русская изба».
Материал: картинки, с иллюстрациям русского быта.
Ход беседы.
1. Домовёнок приглашает в гости.
Показывает иллюстрации и загадывает загадки.
Прячет бабушка в нем вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут (сундук).
Мы в лесок шагаем с мамой,
Я, как груздь, надел панаму.
А на маме, как цветок, -
Яркий ситцевый (платок).
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь)
Из русской печи
Кашу из печи тащи
Чугунок очень рад
Что его схватил (Ухват).
2. Физминутка: «Алые цветочки».
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Головой кивают
Тихо засыпают.
3. Подвести итог, вспомнить какие вещи могут находиться в русской избе?
(сундук, в нё м различные вещи: платки, сарафаны, косоворотки, юбки; печь, ухват, лавки, стол и т. д).
Приложение 6.
Занятие «Русские народные сказки».
Цель: создание радостного настроения, доброжелательной обстановки для дальнейшего общения.
Задачи:
-учить отгадывать загадки;
-вспомнить с детьми героев знакомых сказок;
-способствовать развитию связной диалогической речи, памяти;
-развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами;
-знакомить детей по средствам сказок, с разными эмоциональными состояниями героев;
-обратить внимание на то что, в сказках всегда побеждает добро.
-учить изображать радость на листе бумаги;
Материал: сюжетные картинки по сказкам; маска лисы; белый лист формата А3; гуашь (оранжевого, красного, синего) цвета.
Ход.
1. Бабушка – загадушка, принесла шкатулку с загадками.
Отварили дверь козлята
И попали все куда – то.
(Волк и семеро козлят).
Красна девица –
Влезла на деревце,
Ей на солнце тяжко!
Плачет бедняжка!
(Снегурушка).
Леса хвойного краса –
Домик зайца заняла.
(Лиса).
Физкультминутка: «Красавец - петушок».
Ах, красавец – петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородушка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку – ка – ре – ку!
2. Игра имитация: «Узнай героя по словам».
Воспитатель зачитывает реплики героев, а дети отгадывают, изображая звуками, действиями или пальчиками.
-Ходила в лес, есть травку - шелковую, пить воду – студёную. (Коза).
-Подбежал к избушке и закричал толстым голосом:
Вы детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла –
Молока принесла.
Полны копытца водицы! (Волк).
-Они впустили мать, и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть. (Козлята).
-Жили да были старик со старухой. У них была внучка ….? (Снегурушка).
-Влезла Снегурушка на дерево, какие слова кричала? (Ау-Ау).
-Снегурушка сошла села на спинку к …., и та помчалась с нею. (Лиса).
-Как мне не плакать?
Была у меня избушка лубяная,
А у лисы - ледяная,
Пришла весна,
У лисы избушка растаяла.
Вот она, меня и выгнала. (Заяц).
-Как выскачу, как выпрыгну-
Полетят клочки, по закоулочкам! (Лиса).
-Кукареку! Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Ступай, лиса - Вон! (Петух).
П/и. «Лиса и зайцы».
На лесной лужайке, разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
Сели зайки на лужок,
Роют лапкой корешок.
Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.
Где, где зайки?
3. Рисование: «В сказках побеждает добро».
Внести к детям готовый плакат, с нарисованным жёлтым кругом, в виде солнышка. Предложить нарисовать разноцветные лучики солнцу, своими ладошками показывая, что в сказках побеждает добро.