Татьяна Кутергина
Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 85
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Тема: Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию».
Учитель-логопед 1квалификационная категория Кутергина Татьяна Валентиновна,город Белгород
Цели:
Публикация «Путешествие в сказочную страну „Птицеляндию“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные: активизация и актуализация словаря по теме птицы. Совершенствование навыка составления рассказа описания с опорой на схему. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Формирование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги.
Коррекционно-образовательные: Развитие фонематического восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики.
Воспитательные цели: воспитание интереса к окружающей среде, бережного к ней отношения, развитие чувства взаимопомощи, инициативности.
Оборудование: Каркуша, картинки птиц: скворец, грач, аист, ласточка, лебедь, дикий гусь, дикая утка, цапля, соловей, схема - план для описания птиц, слоговые домики, рисунок Чудо – птицы, фотография перелетных птиц, для счета; зеркала, простые карандаши, перья - по количеству детей.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке.
Чтение произведений художественной литературы о перелетных птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики, загадок и стихотворений о птицах. Прослушивание записей с голосами птиц. Рассматривание картин с перелетными птицами, лепка, рисование и конструирование птиц.
I. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия).
1. Придумано кем-то просто и мудро, при встречи здороваться: «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро ребята.
Давайте свои улыбки, подарим друг другу. (Упражнения на развитие мимических мышц).
2. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну «Птицеляндию». Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Птицы). Но прежде чем мы туда отправимся, давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду перечислять птиц, но если вы услышите другое слово, топните ногой, прогоните его. Будьте внимательны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
II. Основная часть.
1. Раздается голос вороны из-за ширмы:
- Кар-кар, я тоже хочу в сказочную страну?
- Ребята кто это? (Каркуша)
- Возьмем ее с собой в сказочную страну? (Да).
- Кар, караул, а про зарядку для язычка вы забыли?
- Ой! и в самом деле, зеркала заждались нас.
(Посадка детей за столы, выполнение артикуляционной гимнастики под сказку КАРКУШИ).
- Кар-кар послушайте мою новую интересную сказку.
«Жил – был в гнезде маленький птенчик. (Дети выполняют перед зеркалами упражнение «птенчик») Он был очень любознательный, И ВСЕ ВРЕМЯ ВЫГЛЯДЫВАЛ ИЗ ГНЕЗДА. Выглянет - спрячется, выглянет-спрячется, на травку посмотрит, на небо, на солнце - на лужу, влево - вправо, вверх - вниз. (Дети поднимают и опускают широкий язык) Вдруг он увидел кошку. Она прогнула свою спину. (Упражнение «горка») Застучал дождик ДДДДД (дети стучат языком за верхними зубами) и кошка убежала.
2. - Ребята, а вы знаете, почему птиц называют пернатыми друзьями? (Потому, что тело птиц покрыто перьями). Каркуша, предлагает нам поиграть «Чья птичка выше взлетит?» Вот вам перышки, это наши птички. Упражнение на дыхание «Фокус».
3. - Налево повернитесь, на право повернитесь, один раз покружитесь в любую птичку превратись. Дети берут картинку с изображением птички и садятся под музыку на ковер.
- Вот мы с вами и в сказочной стране. Птички –невелички расскажите о себе.
(Составление рассказа описания птиц).
- Птичка, ты кто? (Я- ласточка.)
- Ласточка расскажи о себе? Ребенок рассказывает: «Я перелетная птичка, у меня черненькая спинка, длинный раздвоенный хвостик, похожий на вилочку. Питаюсь я насекомыми».
- А тебя птичка, как зовут? (Я лебедь, перелетная, водоплавающая птица,
- кто еще хочет рассказать про свою птичку? (3-4 рассказа).
3. Упражнение «Считай и называй»: Каркуша сфотографировала птиц, помогите ей их сосчитать.
- Сколько ласточек? (Три ласточки).
- Сколько кукушек? (Две кукушки).
-сколько грачей, скворцов, аистов?
5. В «Птициляндии» живет чудо-птица. Посмотрите, у нее части тела разных птиц.
Упражнение «Чей, чья, чьи»? (Образование притяжательных прилагательных).
У чудо – птицы, чья голова? (У чудо - птицы голова утиная)
У чудо – птицы, чья грудка? (кукушечья)
У чудо – птицы, чей хвост?
У чудо – птицы, чьи лапы?
6. Звуковой анализ слов.
- Каркуша, а почему ты такая грустная?
Мне птицы прислали поздравления, а ветер налетел и сдул все согласные буквы, и теперь я ни когда не узнаю, кто меня поздравил. Ой, но тут же остались гласные буквы, не печалься, я думаю, наши птички - невелички смогут тебе помочь.
АИ - -, У - - а, - у – у - - а. Дети вставляют нужные буквы, читают слова.
7. Деление слов на слоги.
Давайте расселим своих птичек по слоговым домикам.
8. Ребята, что бы нам вернутся домой, нужно выполнить задание Каркуши, внимательно посмотрите на рисунок, и обведите только перелетных птиц.
III. Подведение итога занятия
Логопед: Ребята, вот мы и вернулись домой. Расскажите, где мы с вами побывали.
Чем на занятии мы сегодня занимались? Что вам понравилось?