Елена Карева
Путешествие в музей природы. Весна
▼ Скачать
Тема организованной образовательной деятельности:
Путешествие в музей природы. Весна
Подготовительная группа
Конспект составлен на основе курса «Четыре стихии мира»
Авторы В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко
Задачи:
Публикация «Путешествие в музей природы, Весна» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Музейная педагогика в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность; уважение и бережное отношение к окружающему миру; развивать связную речь, ассоциативное мышление, слуховое и зрительное восприятие; обобщить знания об изменениях в живой и неживой природе весной; помочь увидеть в весенних явлениях природы знакомые стихии : Воду, Землю, Огонь, Воздух; обогащать словарь антонимами, крылатыми выражениями, пословицами; закреплять умение делить слова на слоги.
Предварительная работа: Лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Весна»; чтение художественной литературы; чтение загадок; рассказывание о перелетных птицах; работа с графическими моделями, ребусами.
Оборудование: Волшебная шкатулка, магнитофонная запись «Звуки весны», светильник, контейнер со снегом.
Демонстрационный материал: Картины «Весенние пейзажи русских художников», птичий календарь, графическая модель рассказа «Волшебная снежинка».
Раздаточный материал: Снежинки с знаками-символами (ассоциативная методика по подбору родственных слов, капельки-слоги, пригласительные билеты.
Конспект составлен в соответствии с реализуемой в ДОУ программой «Детство».
В группе появляется незнакомая детям репродукция картины «Весна» Саврасов А. К. (Дети рассматривают репродукцию, вспоминают, с какими весенними пейзажами они уже познакомились)
-Ребята, вы знаете, где хранятся настоящие картины? В музее.
-Что такое музей? (Место, где хранятся какие-то очень важные, интересные вещи, предметы). Вы были когда-нибудь в музее?
Существует много различных музеев. Например, в нашем детском саду открылся музей природы. Вы хотели бы в нем побывать? Да.
-Что может храниться в музее природы? (Предметы живой и неживой природы). Как называются предметы, хранящиеся в музее? (Экспонаты).
-Всем ли будет интересно в музее? Каждый ли сможет удивиться богатству этого музея? Нет. Это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.
-Кажется, что в нашей группе все ребята именно такие.
-Прежде чем отправиться в дорогу, давайте вспомним правила поведения в музее.
-Возьмите пригласительные билеты. Теперь в путь.
-Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете. Каждое время года украшает ее своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.
-Сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного зала. А как он называется, вы узнаете, если прочитаете слова на пригласительных билетах.
-С каким временем года связаны эти слова? (С Весной).
-Значит, мы оказались с вами в каком зале музея природы? (Мы оказались в весеннем зале музея природы).
-Знаете ли вы, какие месяцы являются весенними? Догадайтесь, о чем идет речь?
Замер лес в прозрачной дымке
На деревьях тают льдинки
С веток падает капель
И слышна синицы трель
(Март)
Дружно лопаются почки
Распускаются листочки
На траве роса дрожит
Лось за радугой бежит
(Апрель).
Снег сошел. Запахло прелью
Прокатился в небе гром
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
(Май)
-Посмотрите «волшебная шкатулка». Хотите узнать, что в ней? Поиграем в игру «Да-нетка». Задавайте умные, интересные вопросы. (Дети задают вопросы с опорой на схему).
-Это живое? Нет.
-Это неживое? Да.
-Он имеет цвет? Нет.
-Он имеет вкус? Нет.
-Он имеет форму? Нет.
-Его можно потрогать? Нет.
-Это воздух? Да.
-Ребята, а можно ли услышать воздух? Да.
-Давайте помолчим и послушаем прекрасные звуки весны.
-Что вы представили, слушая эту замечательную музыку? Пение птиц, капель, журчание ручейка.
-Каких перелетных птиц вы знаете? Когда возвращаются к нам перелетные птицы? Птицы возвращаются тогда, когда для них появляется корм.
-Ребята, что это такое? Птичий календарь. Для чего он нужен? Чтобы узнать, когда прилетают птицы.
-Кто первым принес весть о приближении весны? Грачи.
-Назовите слова похожие на слово «грач». Грачиха, грачата, грачонок, грачовник.
-Что такое грачовник? Место, где живут грачи.
-Почему грачи прилетают первыми? Они всеядные.
-Какая птица прилетает к нам еще в марте? Скворец. (На картинке с изображением птиц дети прикрепляют круги голубого цвета)
-Какие птицы вернуться к нам в апреле? Жаворонки, зяблики, чижи, лебеди.
-Почему эти птицы прилетают в апреле? Они прилетают тогда, когда появляются первые насекомые. (На картинке с изображением птиц дети прикрепляют зеленые круги)
-Какие птицы вернуться к нам в мае? Ласточки, стрижи, соловьи, кукушки.
-Почему эти птицы прилетают в мае? Они питаются только насекомыми, а в мае их появляется очень много. (На картинке с изображением птиц дети прикрепляют красные круги.)
-Весна возвращает птиц из теплых краев, но у нее много других дел. Сколько дел у весны.
Чтение наизусть стихотворения «Сколько дел у весны».
-Какое первое дело у весны? Конечно, в первую очередь весне нужно растопить снежные оковы.
-В музее природы хранится снег, но он совсем не тот, не такой как зимой.
Зимой снег белый, а весной? Серый.
Зимой снег легкий, а весной? Тяжелый.
Зимой снег сухой, а весной? Сырой.
Зимой снег чистый, а весной? Грязный.
Ребята, на прогулке вы не раз видели, как падает снег. Снежинки долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю.
-Возьмите в руки снежинки и внимательно рассмотрите их. (Дети рассматривают снежинки и замечают знаки-символы.) Что обозначают эти знаки? Они обозначают слова похожие на слово снег. Назовите эти слова. Что происходит, когда снежинки попадают на теплую ладошку? Снежинки тают и превращаются в капельки воды. Сейчас ваши снежинки растают и превратятся в капельки воды. Подойдите к столу и выложите столько капелек, сколько слогов в вашем слове.
-Одна снежинка не растаяла, потому что она волшебная. Однажды с ней приключилась такая история.
(Пересказ рассказа «Волшебная снежинка» с использованием метода графической символической аналогии.)
Волшебная снежинка села на веточку, с которой только что слетел последний листок.
-Хочешь, я стану листом?- спросила у веточки снежинка. Но, веточка уже спала и ничего не ответила.
Тогда снежинка полетела вниз и села на стебель цветка. Но стебелек уже спал и ничего не ответил.
Тогда снежинка полетела к пруду, собираясь стать золотой рыбкой, но пруд тоже спал скованный льдом.
Так летала снежинка всю зиму и только в начале весны догадалась стать подснежником.
-Можете ли вы объяснить чудесное превращение снежинки в подснежник? Весной солнце пригревает, тает снег, почва пропитывается влагой, появляются первые цветы-подснежники.
-В каком еще виде можно встретить воду весной? В виде льда, росы, дождя, тумана, облаков.
-На что похожи облака?
Облака легкие, как пушинки.
Облака прозрачные, как стеклышки.
Облака воздушные, как шары.
Облака пушистые, как зайчонок.
-Вот из-за облаков показалось яркое весеннее солнышко.
Физкультминутка
Солнце, солнце высоко На цыпочках руки тянем вверх.
Нам от солнышка тепло Легкие поглаживания руками по лицу.
Тает снег от лучей Приседание.
Звонко побежал ручей Бег по кругу.
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните Ходьба по кругу с высоко поднятыми коленями
Вот веселый воробей
В лужице купается Руки перекрещены за спиной, прыжки на двух ногах по кругу.
Чистит свои перышки Легкое поглаживание рук.
И отряхается Потрясти кистями.
А теперь полетели
И на место тихо сели.
-Ребята, название каких животных зашифровано на этих картинках? (Дети разгадывают ребусы.)
-Как меняется жизнь животных с приходом весны? Весной у большинства зверей появляются детеныши. У всех зверей весной происходит линька.
-Люди почему-то часто сравнивают себя с животными. Я начинаю говорить, а вы продолжайте. Назовите животных, о которых идет речь.
Голоден, как …
Хитер, как …
Труслив, как …
Колючий, как …
-В зависимости от того, какая буква написана на вашем билетике, разделитесь на три команды. Название команд – названия животных, зашифрованных на картинках.
-Почему так говорят?
Дрожит как заяц.
Волк в овечьей шкуре.
Держать в ежовых рукавицах.
Медвежья услуга.
-Перед путешествием в музей я сказала, что только внимательным и любознательным ребятам будет интересно в музее природы. Проверим, насколько вы внимательны. Поиграем в игру четыре стихии. Будьте внимательны. На слова: воздух - руки вверх, огонь - вращение руками, согнутыми в локтях, земля - руки вниз, вода - волнообразные движения руками. Почему воздух, воду, землю, огонь, мы называем стихиями? Воздух, вода, земля, огонь, могут быть для человека, как другом, так и врагом.
-Есть ли какие-нибудь признаки огня в картине весенней природы? Солнышко теплое - греет своими лучами землю, как огонь согревает людей; красные тюльпаны украшают весну - их цвет напоминает о костре; люди жгут прошлогоднюю листву, наводят порядок в своих дворах и на улицах.
-Подошло к концу наше путешествие по весенней земле. А значит, пришло время оставить запись в книге отзывов гостеприимного музея природы.
-Давайте подарим музею рисунки о весне.
-Ваши яркие рисунки сделали весну еще красивей и солнечней. Но… всему, даже очень приятному, приходит когда-то конец. Наша экскурсия закончена. До новых встреч в музее природы.
-Как вы думаете, в какой зал музея природы мы совершим экскурсию в следующий раз?