Елена Ануфриева
Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи. Конспект НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи. Конспект НОД
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
• Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
• Дать детям общее представление о нашей Чувашской республике,
• Познакомить с нашими чувашскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
Публикация «Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи, Конспект НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям чувашского народа.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Развивать свободное общение с взрослым и детьми, умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и связную речь. Обогащать речь новыми словами: тухья, масмак, шулькеме, хушпу, кепе, саппун, писиххи.
Образовательная область: «Музыкальное развитие»
Учить эмоционально воспринимать музыкальное произведение. Воспитывать желание и умение слушать музыкальное произведение Пляцковского и Савельева «Волга в сердце впадает мое».
Предварительная работа: чтение легенд, сказок чувашского народа, рассматривание одежды чувашского народа, знакомство с гербом, флагом Чувашии, разучивание народных подвижных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, о Чувашии.
Слушание народной чувашской музыки.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Карта Чувашской Республики, Флаг и герб Чувашии, Гербы городов Чувашской республики, Чувашский народный костюм, иллюстрации одежды чувашского народа, аудиозапись с песнями о Волге, значки (С флагом Чувашии, Книжка «Чувашские народные сказки»
Оборудование:телевизор
Методические приемы:
1. Игровая мотивация деятельности-Путешествие в музей чувашской культуры
2. Слушание аудиозаписи.
3. Рассматривание карты чувашской республики
4. Беседа.
5. В гостях у Илемпи. Выставка чувашских народных костюмов
6. Анализ. Поощрение
Ход НОД
1. Организационный момент.
• Ребята, где мы с вами живем? (В Поволжье) Почему так называется наш край? (ответы детей). Верно, потому что мы живем на правом берегу реки Волги.
• Что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Волге (ответы детей).
• Правильно, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Петрова, слушали песни о Волге, рисовали Волгу.
2. Основная часть.
Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.
Воспитатель:
• Дети, о чем поется в этой песне? Ребята, вспомните пожалуйста, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье?
Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Чувашия. :
• Ребята, а как называется главный город Чувашии? (Ответы детей)
• Вы знаете, где находится на карте Чебоксары. (Ответы детей)
• А какие вы еще знаете города в Чувашии? (ответы детей)
• Можете их показать на карте? (Дети подходят к карте, и показывают их)
• А ещё с нами живут люди других национальностей. Кто знает, какой народ живет рядом? ( Ответы детей: марийцы, татары, русские, мордва)
• Чувашский народ, очень трудолюбив.
• Как вы думаете, ребята, чем занимается народ Чувашии?
• Правильно, выращивают хлеб, вышивают, занимаются гончарным делом, плетением.
Звучит чувашская музыка, стук в дверь. Входит почтальон, и говорит: «К вам пришло письмо» Воспитатель открывает письмо и читает, и обращается к детям:
• «Ребята, нас приглашает в гости, девочка Илемпи, в музей Чувашской культуры»
….
Воспитатель с детьми садятся в автобус и едут в музей. Воспитатель поет чувашскую песню :
Туре тикес щулпалла, пер автобус вещтереть
хайне ирек щул пама, вал тащтанах систереть
ту-ту-ту ту-ту-ту, таптанатан веть асту
Воспитатель говорит: -Вот мы и приехали. В старину у каждого народа была своя, особенная одежда, отличающаяся от одежды других народов. Народные костюмы были изумительны по красоте.
Их встречает девочка Илемпи, она говорит:
- Ыра кун, ачасем! - Здравствуйте ребята (дети здороваются, меня зовут Илемпи. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.
- Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)
(девочка приглашает их в свой музей)
Илемпи :
- Ребята, это – тухья – праздничный головной убор девушки. Хушпу – головной убор замужней женщины. Вышитая Налобная повязка – называется масмак
- А вот это – кепе, женское платье. А поверх завязывают фартук,саппун. (Дети повторяют, как называется пояс, кепе.) Обувью в старину служили лапти, которые носили с шерстяными носками или онучами и мужчины, и женщины. Богатые чувашки надевали особые женские сапоги - "с гармошкой"
Зимней одеждой чувашей были кафтаны из сукна или шуба из овчины. На ноги надевали валенки (кат). На голове у женщин была шаль, у мужчины барашковая шапка.
• Ребята, чувашский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают). В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей. Занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах- пюрт, которые отапливались печкой-по-чувашски она называется камака. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати.
Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева. Чуваши очень любили украшать резьбой мебель, деревянную посуду, ворота. Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами.
После тяжелого трудового дня за околицей вечером собирался и стар, и млад для отдыха. Там люди пели, плясали, играли в разные игры.
У чувашей есть много сказок, пословиц, поговорок, песен и танцев. Чуваши пели песни во время посиделок, хороводов, гуляний и праздников. Играли на таких инструментах, как волынка, гусли, барабан и гармонь.
Игровая ситуация «Бабушкин сундук».
Дети находят сундук и рассматривают вещи, которые в нём лежат
(вещи с национальной вышивкой, предметы национального костюма, предметы быта)
Илемпи :
• У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?
1. Справляем именины детей.
2. Устраиваем день цветов.
3. Синичкин день рождения.
4. День рождения Земли.
5. Экологические тропы.
6. Проводы зимы, масленица, колядки.
Илемпи :
• Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Акатуй”. Этот праздник посвящается посевным работам.
• А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Колечко колечко”.
• На память о нашей встрече я дарю вам книгу с чувашскими народными сказками и значки.
Звучит песня “Волга в сердце впадает мое”. Девочка прощается: Сыва пулар! – До свидания.
Ребята, а нам пора возвращаться в Детский сад, попрощаемся на чувашском языке :
- Сыва пул, Илемпи!
Сядем в автобус и поедем….
Вот мы уже и в детском саду.
3. Итог.
Где мы с вами были сегодня (ответы детей)
Правильно, ездили в музей, в гости к Илемпи.
• Очень много мы узнали. О чем? О ком? Что вам больше всего понравилось (ответы детей)
• Очень много людей разных национальностей живет у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары. Все они вместе дружат, вместе играют.
• Вечером, родителям расскажите где мы с вами побывали.