Татьяна Загайнова
Путешествие с Хоттабычем. Конспект занятия в старшей группе с элементами опытнической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с климатическими условиями пустыни. Формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
2. Учить решать познавательные задачи, делать выводы на основе простейших выводов.
3. Закрепить представления детей о свойствах песка, полученные в ходе экспериментирования.
4. Расширять кругозор, словарный запас детей: варан, караван верблюдов, барханы.
5. Воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.
Публикация «Путешествие с Хоттабычем, Конспект занятия в старшей группе с элементами опытнической деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Методическое обеспечение: глобус, ковер-самолет, кувшин, макет пустыни; картинки с изображением животного и растительного мира пустыни; а/запись «Гул самолета»; оборудование для опытов : емкости с водой, вазелин, салфетки бумажные, розетки с сухим песком, карандаши, лупы, настольная лампа, овчинная рукавица.
Предварительная работа: рассматривание картин, энциклопедий; работа с картой мира; проведение опытнической деятельности; чтение х/л «Ящерица без хвоста» Н. Романов; «Караван» Ю. Измайлов; «Неизведанное рядом»; «Желтая страница» С. Маршак, беседы индивидуальные и групповые.
Ход занятия:
Организационный момент
Коммуникативная игра «Доброе утро!»
- Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
- Я рада тебя видеть. (воспитатель называет имя ребенка, стоящего справа)
- А сейчас мы поиграем:
«Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем!
1,2 – 1,2 – повернулась детвора.
Мы еще чуть-чуть пройдемся, географией займемся!»
Обращаю внимание на кувшин.
- А это что такое? (сосуд, кувшин)
- Кто его сюда принес? (разглядываю, встряхиваю) Интересно, что же там внутри! (снимаю пробку, заглядываю внутрь)
- ОЙ! (делаю вид как – будто что-то кольнуло в глаз) Кто там?
Звучит восточная музыка, появляется Хоттабыч
Хоттабыч : - О, прекраснейшая из воспитательниц всех детских садов Европы, Азии, Америки и островов земного мыса. Благодарю тебя за избавление от тяжких и мучительных страданий. Позволь мне в знак глубочайшей признательности поиграть с тобой в мяч.
- Хоттабыч, это не мяч!
Хоттабыч : - Вай, вай, как не мяч? Он же круглый, цветной!
- Ребята, скажите Хоттабычу что он принес (глобус).
Хоттабыч : - Вай, 1000 лет живу, но такого не слыхал. Что такое глобус!
Дети: - Глобус – это модель нашей Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. С помощью глобуса можно путешествовать.
- А вот почему глобус такой разноцветный, нам поможет разобраться игра. И ты, Хоттабыч, присаживайся вместе с нами и послушай.
Игра с глобусом
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!
1,2,3 –(имя ребенка, океаны покажи!
- Каким цветом отмечены океаны и моря на глобусе? (синим и голубым)
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!
1,2,3 – (имя ребенка, горы покажи!
- Каким цветом изображены горы? (коричневым)
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!
1, 2, 3 – (имя ребенка, Северный полюс покажи!
- Какой цвет используется здесь? (белый)
Хоттабыч : - О, мудрые отроки, как интересно! А я вижу желтый цвет на глобусе. Что же он может обозначать?
- Песок, пустыню.
Хоттабыч : - Вай! Так это же моя Родина! Я хочу, чтобы вы немедленно отправились посмотреть мой родной край!
- А на чем мы туда полетим?
Хоттабыч : - На ковре-самолете.
- А это не опасно?
Хоттабыч : -О, моя ханум, не опасно! Клянусь своей бородой. Усаживайтесь на «ковер», любознательные из любознательных, летим в пустыню! (звучит а/запись «Гул самолета)
Хоттабыч : - Посмотрите в мою волшебную трубу. Что там видно на горизонте? (дает трубу одному из детей)
- Вижу кругом один песок, идет караван верблюдов, бегают тушканчики, светит яркое солнце…
Хоттабыч : - Тогда снижаемся! (звучит а/запись «Гул самолета»)
Все вместе подходим к макету «Пустыня»
- Вот мы и добрались до пустыни.
Хоттабыч : - О, мудрейшие из мудрейших, скажите мне, почему она так называется? (от слов «пусто», «пустынно»)
- Ребята, давайте совершим небольшую прогулку по пустыне и посмотрим, кто же в ней живет. А Хоттабыч будет нас сопровождать и по случаю помогать.
- В пустыне дуют горячие ветры, годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (нет, не могут, потому что в пустыне очень жарко и нет вода, а вода нужна для жизни растений).
- Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (у них очень длинные корни, которые берут влагу глубоко под землей).
- Правильно! У них очень длинные корни.
- Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая находится глубоко под землей) (Хоттабыч вывешивает картинку растения)
- Посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине. Кто это? (верблюд) (вывешивается картинка)
- Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень выносливые и сильные животные.
- Почему им не жарко в пустыне? (длинная, густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей)
- Песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами)
- Какие они у верблюда? (на ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку)
- Правильно! Они должны быть широкими, чтобы верблюд не проваливался в песок…
- Кого вы еще можете назвать из жителей жаркой пустынной страны? (варан, змеи, тушканчики, фенек – пустынная лиса) (показ картинок)
- Ребята, а вы хотите узнать что-то новое о песке и его свойствах?. Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
Хоттабыч : - О, мудрейшие из мудрейших не буду вам мешать! Пока вы занимаетесь, я прогуляюсь по родным местам (уходит)
Работа в «лаборатории» (за столами)
Опыт № 1. «Свойства песка»
На каждого ребенка есть белый поднос с песком и лупой.
• Рассмотреть песок через лупу.
• Обследовать сухой песок пальцами.
Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Песок сыпучий, сухой.
Опыт № 2. «Почему верблюду удобно ходить по песку»
У каждого ребенка небольшая емкость с песком и простой карандаш.
• Представьте, что вы оказались в пустыне. Попробуйте «пройтись! По песку в туфлях на каблуках (острие карандаша) и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша). Что вы заметили?
Вывод: широкие копыта на ногах верблюда не позволяют ногам проваливаться в песок.
Опыт № 3. «Почему верблюду не жарко в пустыне»
На стол ставиться зажженная настольная лампа и детей просят поднести ладошку поближе к ней.
- Что вы чувствуете? (ладошке стало горячо) На другую руку одевается овчинная варежка и предлагается ребенку снова поднести руку к лампе.
Вывод: густая, длинная шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей.
Заходит Хоттабыч с повязкой на лице.
- Хоттабыч, почему у тебя закрыты рот и нос? Что за мода?
Хоттабыч : - О, мудрейшие из мудрейших, попробуйте отгадать эту загадку сами! (защитить лицо от пыли)
- Когда ветер в пустыне поднимает песок, становится трудно дышать. Повязка защищает органы дыхания от песка.
Хоттабыч : - Дорогие сердцу моему, друзья и здесь вы правильно сказали! С вами так интересно! Но вам пора возвращаться в родные края. А на память о нашем путешествии примите от меня восточный сувенир (сладости лукум). Хорошего вам настроения! (Хоттабыч «исчезает»)
- И, правда - пора прощаться, в садик надо возвращаться. До свиданья!