Марина Головнина
Конспект занятия по ПДД «Путешествие по улицам города Оренбурга»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область "Безопасность"
МДОАУ №107
Образовательная область : «Безопасность».
Тема: «Путешествие по улицам г. Оренбурга».
Подготовительная к школе группа.
Подготовила:Головнина Марина Владимировна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Г Оренбург 2022 г.
Публикация «Конспект занятия по ПДД „Путешествие по улицам города Оренбурга“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Тема: «Путешествие по улицам г. Оренбурга».
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице и развитие интереса к изучению истории родного города.
Задачи:
Воспитывающие:
1. Воспитание грамотного пешехода.
2. Воспитывать патриотизм к родному краю.
3. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.
4. Воспитывать гуманистическую направленность отношения детей к миру, культуру общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям и птицам.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре, чувство активности, ответственности.
6. Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно–транспортного травматизма.
7. Гендерное воспитание.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления.
2. Развивать познавательную активность и познавательные интересы старших дошкольников их интеллектуальные способности.
3. Развивать внимание, быстроту реакции, память.
4. Развивать речь- доказательство.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Развивать интерес к изучению истории родного края.
Образовательные:
1. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
2. Сформировать некоторые знания об улицах г Оренбурга и его памятниках.
3. Закрепить представление детей о предназчении светофора и его сигналах.
4. Закрепить полученные знания детей о правилах поведения на улице, правилах дорожного движения, активизировать желание применять их на практике, в жизни.
5. Закрепить умение различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
6. Закрепить знания детей о транспорте, о его видах.
7. Закрепить знания об этичном и безопасном поведении в городском транспорте.
8. Закрепить правила пользования общественным транспортом.
9. Закрепить умение детей применить полученные знания о Правилах дорожного движения в играх.
10. Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков дорожного движения.
11. Закрепить знания детей о цвете и форме геометрических фигур.
12. Закрепить знания о первой помощи пострадавшему.
13. Формирование умения выразительного чтения стихотворения.
14. Закрепить знания детей о спец. машинах и правилах их движения.
15. Закрепить знания детей о сказках и мультфильмах.
16. Закрепить знания о номерах телефонов вызова экстренных спец служб.
Работа над словарем: Механик, планета, достопримечательности, авиационное училище, научная библиотека.
Приемы руководства деятельности детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: беседа, создание проблемной ситуации.
2. Приемы активации деятельности детей в процессе занятия : беседа, видео просмотр, игры,рассказ.
3. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, физкульт. минутки, чередование видов деятельности.
4. Приемы организации практической деятельности детей :создание ситуаций занимательности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определении правильности выполнения заданий, взаимопомощь, похвала.
Материалы и оборудования : Костюм Сороки, бинт, схематичная план-схема, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка автобуса или троллейбуса», сигналы светофора, «зебра», большой напольный светофор, автобус, стульчики в нем по количеству детей, пазлы «машины», геометрические фигуры, машины игрушечные большие, телевизор, видео с презентацией улиц Родимцева, Дзержинского, Терешковой, Советской,Гагарина, рисунки детей (заранее приготовленные, музыкальное сопровождение, краски, бумага, салфетки, детские работы «Супермобили» из подручных средств.
Виды детской деятельности в занятии :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение действовать самостоятельно;
-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности;
-воспитание нравственных качеств.
Интеллектуальные:
- расширение и активизации словарного запаса;
-формирование предпосылок к учебной деятельности;
-развитие у воспитанников интереса к изучению и применению на практике Правил дорожного движения.
-развитие интереса к изучению истории родного края.
Физические:
-Сформированность общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Активность участия в познавательной деятельности.
2. Самостоятельность в выполнении поставленных задач.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Умение дать оценку действиям, аргументировать оценку деятельности сверстников.
Решаемые задачи
Познание
Беседа, видео просмотр, стихотворения, знакомство с историей некоторых улиц г. Оренбурга. Развивать интерес к изучению ПДД и умению принимать их в практической деятельности. Развивать интерес к изучению истории родного края.
Социализация
Посадка в автобус, оказание первой помощи пострадавшему. Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Развивать умения самостоятельно действовать при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Коммуникация
Игры «Дорога и пешеходы», «Красный, желтый, зеленый», пазлы «Собери машину», план-схема. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве). Развивать все компоненты устной и связной речи.
Музыка
Песня «Светофор». Музыкальное сопровождение во время игр. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми.
Физическое
Физ. Минутки, игры Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Совершенствовать общую моторику рук.
Художественное
Творчество
Рисование. Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
Чтение худ. Литературы
Стихотворения, загадки. Формирование умения делать выводы, умозаключения. Использование художественных произведений для усвоения целостной картины мира.
Безопасность
Ситуация перехода через дорогу. Воспитание привычки поведения в ситуациях, чреватых получением травм.
План занятия :
1 Вводная часть. 5мин.
1. Объявление Сороки.
2. Помощь пострадавшему.
2 Основная часть. 22 мин.
1. Согласование маршрута движения.
2. Стихотворения и загадки про группы дорожных знаков. (запрещающие, указательные, предупреждающие).
3. Песня «Светофор».
4. Игра «Красный, желтый, зеленый».
5. Правила перехода через дорогу.
6. Беседа про спец. машины.
7. Пазлы «Собери машину».
8. Виды транспорта.
9. Загадки про сказочный транспорт.
10. Правила для пассажиров.
11. Мини-рассказ про улицы г. Оренбурга.
12. Игра «Дорога и пешеходы».
13. Презентация «Улица Советская и ее достопримечательности»
14. Выставка детских рисунков и работ.
15. Рассказы детей «Мой супермобиль».
16. Игра «Мы -шоферы».
17. Продуктивная деятельность «Знаки для Сороки».
3 Заключительная часть. 3 мин.
1. Оценка деятельности детей и самооценка.
2. Подведение итогов.
Длительность занятия 30 минут.
Ход
Части занятия
1. Вводная часть
Дети заходят в зал здороваются с гостями.
Вбегает Сорока и тараторит: «Кар, кар, здравствуйте, ребята,сегодня в г. Оренбурге в Зауральной роще произойдет презентация супер новейших изобретений: необычных многофункциональных транспортных мобилей. Это очень красивая и шикарная выставка. Я буду в числе первых зрителей. Ой, Ой как больно! Пока я летела в детский сад, чтобы сообщить новость, в меня какой-то озорник мальчишка кинул камень, и у меня теперь ранено крыло. Может кто-то мне окажет помощь?
Воспитатель: Здравствуй уважаемая, сорока, позволь нам тебе помочь!
Дети: В любом другом случае мы должны вызвать скорую помощь 03, но в нашем можем сами перевязать тебе крыло.
Дети перевязывают крыло.
Сорока: Ребята, спасибо вам большое.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы попасть на презентацию супермобилей? Но путь нам предстоит очень опасный по нескольким улицам нашего города. Зауральная роща находится далеко от нашего дет. сада. А на улицах очень интенсивное движение,вы должны знать Правила дорожного движения и быть предельно внимательными. Вы готовы?
Дети: Готовы.
Воспитатель: (рассматривание схематической план-схемы)Чтобы добраться до Зауральной рощи нам нужно проехать по улицам Дзержинского, Терешковой, пройти по улице Советской и перебраться через реку Урал.
Хорошо, можем отправляться в путь.
Сорока: Можно я с вами пойду? Ведь я сейчас не смогу лететь. Только вот в чем беда. Я летаю, и ваши правила дорожного движения не знаю. Вы меня познакомите с ними?
Дети: Конечно, познакомим.
Сорока: Что я вижу? (указывает на дорожные знаки)
Дети: Это как раз дорожные знаки, послушай, мы о них стихотворения расскажем.
Много есть различных знаков.
Эти знаки нужно знать.
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
Сорока: А для чего они нужны. Мы сороки и без них можем летать.
Дети: Дорожные знаки нужны для безопасной организации дорожного движения. Они информируют и пешеходов и водителей об особенностях дороги. Указывают направление движения, предупреждают об опасностях.
Сорока: Да они все разные: красные, синие, да и форма различная - квадратная, прямоугольная, круглая, треугольная?
Дети: Дорожные знаки бывают запрещающими.
Красный круг обозначает
Обязательный запрет
Он гласит- нельзя тут ехать,
Или тут дороги нет.
Сорока: А что они могут запретить?
(ответы детей)
Сорока: А на что они могут указывать?
(ответы детей)
Дети:
А еще бывают знаки
Взяты в синенький квадрат,
Как и где проехать можно
Эти знаки говорят.
Сорока: О чем они могут предупредить?
(ответы детей)
Воспитатель: Уважаемая, сорока, сейчас ребята загадают загадки о дорожных знаках, а ты надеюсь, их отгадаешь.
1. Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает.
Не пытайся сгоряча
Ехать мимо кирпича.
(«Въезд запрещен»)
2. Посреди дороги дети.
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимателен водитель.
(«Дети»)
3. Этот знак тревогу бьет,
Вот опасный поворот.
Ездить здесь конечно можно,
Только очень осторожно.
(«Опасный поворот»)
Сорока: Спасибо, ребята, теперь некоторые знаки я знаю. Ой, ребята вижу чучело стоит на одной ноге и тремя глазами моргает. Для чего он нужен? А что означают эти три глаза светофора?
Дети: Это «чучело» зовут светофор. Ты сорока садись на лавочку в парке, а мы с ребятами споем песню про светофор и его сигналы.
Песня «Светофор»
Воспитатель: А чтобы ты лучше запомнила, что означают сигналы светофора, поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый». Я буду показывать сигналы светофора: красный- стоим на месте, желтый-хлопаем в ладоши, зеленый-шаг вперед.
Воспитатель : Отдохнули. Отправляемся дальше. Ребята нам нужно перейти через дорогу, чтобы попасть на остановку Как мы это сделаем?
Дети: Можем пройти дорогу с помощью светофора или через пешеходный переход.
Сорока: Да, да, да я вижу какие-то клавиши черные и белые. Это что пианино большое? И знак-человечек внутри синего квадрата.
Воспитатель: Что это, ребята? («пешеходный переход») Расскажите как мы можем перейти дорогу с помощью пешеходного перехода?
Дети: Во время движения мы должны быть внимательными, не разговаривать друг с другом. Посмотрели налево и направо, убедились, что нет приближающихся машин и спец. машин. Дошли до середины дороги, посмотрели направо, убедились в отсутствии машин или что машины остановились, уступают нам дорогу, двинулись дальше. Перешли дорогу спокойным шагом.
Сорока: А про какие-то спец. машины сказали? Это какие?
Дети: Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами «сиренами» : на крышу кабины устанавливают мигающий фонарь-синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал. Пешеходы и водители, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а а другие машины пропустить машину спецназначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.
Сорока: Куда же они спешат?
Дети: Они спешат на помощь. А еще на каждой машине написаны цифры-это номера телефонов, по которым можно звонить, в случае несчастия.
Сорока: И какие же такие номера?
Дети: 01, 02,03,04 (пожарная, полиция, скорая помощь, газовая служба).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру и поможем механикам собрать машины.
Пазлы «Собери машину»
Воспитатель: Машины ездят по дорогам нашей планеты и от поведения водителей зависит жизнь пешехода. Какие виды транспорта вы знаете?
Сорока: Я знаю, я знаю летательный.
Дети :Не летательный, а воздушный. А еще бывает транспорт наземный, подземный, морской (водный).
Сорока: Ха, ха, ха а вот сказочный транспорт вы не знаете.
Воспитатель: Сорока не переживай мы знаем и сказочный, загадывай, а ребята отгадают.
На чем Емеля ехал к царю во дворец? (на печке)
Любимый вид транспорта Кота Леопольда? (двухколесный велосипед)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, живущий на крыше? (вареньем)
Какой подарок сделали родители Дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)
Во что превратила добрая Фея тыквы для Золушки? (в карету)
На чем летал Старик-Хоттабыч? (на ковре-самолете)
На чем катался Кай из сказки «Снежная Королева»(на санках)
Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа)
Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед, а за ним комарики…. (на воздушном шарике)
Воспитатель: На каком же виде транспорта мы отправимся? (наземном - автобусе)
Воспитатель: Нам нужен соответствующий знак,где мы можем дождаться автобуса или троллейбуса.
Дети : Это знак «Остановка автобуса или троллейбуса».
Воспитатель: Сейчас, когда мы находимся на улице, нас как можно назвать?
Дети: Пешеходами. А когда в автобусе-пассажирами.
Сорока расталкивает всех пытается зайти первой.
Воспитатель: Сорока подожди не торопись. Ребята расскажите, пожалуйста правила для пассажиров.
Дети: В автобус первыми нужно пропустить малышей и пожилых людей (бабушек и дедушек, а так же девочек. Им же и место нужно уступать. Во время движения водителя не отвлекать, не бегать, в окно не высовываться, держаться за поручни. Мороженое не кушать, потому что можешь испачкать соседа. Ну, а если вы едите в дальний путь,вы еще должны пристегнуться ремнями безопасности. В легковой машине сидеть в спец. детском кресле.
Сорока: А я все тороплюсь. Извините меня пожалуйста.
Воспитатель: Хорошо. А сейчас я буду раздавать геометрические фигуры. Вы найдете свое место в соответствии с цветом и формой вашей геометрической фигурой.
(дети и сорока рассаживаются в автобусе)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами едем в автобусе. Я расскажу про некоторые улицы нашего города.
В названии улиц словно продолжается жизнь человека, именем которого она названа, ощущается величие прошлых лет. В Оренбурге из семисот с лишним улиц более ста пятидесяти носят имена писателей, художников, композиторов, ученых, героев, людей труда и т. д- имена тех, в чьих делах отразились честь, доблесть, ум и талант народа.
Один из борцов за правду, за счастливую жизнь, бесстрашный и был Феликс Дзержинский. В честь него был назван проспект в нашем городе по которому сейчас едем. Следующая улица названа в честь первой женщины космонавта Валентины Терешковой. Еще в нашем городе улицы носят названия Правды, Пушкинская, в честь первого в мире космонавта Юрия Гагарина, писателя Горького и много других имен.
Воспитатель: Ну вот ребята мы свами и добрались до улицы Советской. Дальше мы пойдем пешком, так как эта улица-пешеходная зона-единственная в городе. Выходим с автобуса так же уступая малышам и пожилым людям. В нашем случае уступите дорогу нашей пострадавшей сороке.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем как мы знаем правила дорожного движения с помощью игры «Дорога и водители» Я буду показывать красный сигнал светофора: пешеходы стоят, водители едут, дети везут машинки по дороге. Показываю желтый - машины останавливаются, зеленый-машины стоят, а пешеходы идут по пешеходному переходу.
Сорока пытается повторять за детьми-пешеходами.
Сорока: Теперь я всем своим сорокам расскажу, чему ребята меня научили. Да мы с вами почти и добрались до выставке супер новейших изобретений. Осталось нам пройти через мост или проехать по канатной дороге.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проехать по канатной дороге.
Сорока: Да. а пока мы с вами будем ехать посмотрим фильм про улицу Советскую и ее достопримечательности.
Видео просмотр.
Изначально г Оренбург строился как город-крепость. И улица Советская носила иное название: Большая (народное название) и Губернская (официальное название).В самом начале улице, перед мостом стоит памятник Чкалову. Раньше наш город Оренбург назывался Чкаловск, в честь героя летчика-истребителя. В его честь также названо высшее авиационное училище в городе. Чкалов никогда не был у нас, он учился в институте воздушного боя и бомбометания в другом городе. Впоследствии этот институт перенесли в г. Оренбург и он стал школой военных летчиков. Здесь получил диплом с отличием, будущий первый космонавт Юрий Гагарин. Вся улица Советская исторический памятник.
В каждом городе есть такие места, которыми очень дорожат жители и стремятся их сохранить для будущих поколений. В Оренбурге одно из таких мест - набережная реки Урал, или как ее называют Беловка. Это были и остаются любимые места для гуляний и отдыха жителей г Оренбурга. Строить жилые дома вблизи берегового откоса реки Урал запрещалось. В настоящее время набережной Урала считается небольшой бульвар имени А. С Пушкина. Здесь же находится Музей Истории г Оренбурга. Двум гениям А. С Пушкину и В. И Далю, которые вместе путешествовали и посетили г Оренбург, на улице Советской находится памятник. А также Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, Оренбургский областной драм. Театр им Н. Горького, Оренбургская универсальная областная научная библиотека им Н. Крупской. А этот мост через реку Урал не просто мост, он еще является границей между Европой и Азией - частями света.
Сорока: Ура, вот мы и добрались до выставки супермобилей.
Выставка детских рисунков и детских работ.
Воспитатель: Ребята, да это же ваши работы. Это вы являетесь изобретателями.
Сорока: Расскажите, расскажите скорее о них поподробнее.
Рассказы детей о функциях супер изобретений. Дети рассказывали о своих изобретениях,которые несли функцию «добрых дел для своего города» Т. е изобретение-которое очищало воздух в городе от отходов газзавода. Другое-перерабатывало мусор в полезный материал ит. д.
Воспитатель: Как и во всякой презентации без игр не обойтись. Игра «Мы –шоферы» Повторяйте все за мной.
«Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Дворники считают капли («дворники»-согнутые в локтях руки одновременно движутся вправо-влево)
Вправо, влево чистота!
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (правый палец правой руки вверх)»
Сорока: Спасибо, ребята, если вы такие изобретательные, то не смогли бы вы изобрести и подарить нам сорокам знаки движения для нас.
Дети: Конечно, милая сорока.
Заключительная часть.
Сорока: Благодарю вас, ребята. Такие красивые знаки у вас получились. Будем теперь с сороками их изучать и применять. Вы такие умные, отзывчивые, добрые - меня не бросили в беде. Мы с сороками посоветовались и решили тоже сделать вам сладкий сюрприз-похожий по цвету на сигналы светофора цветные шарики (разноцветное драже).
Дети: Милая,сорока, мы тебе тоже говорим спасибо за приятную новость и за такой увлекательный рассказ про улицы нашего города. Мы с ребятами тоже узнали много нового и интересного, про наш город, и закрепили знания по Правилам дорожного движения.
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой
Знаки развешаны вдоль мостовой
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда.