Любовь Кириченко
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие квадрата и прямоугольника»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с №63
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности по ФЭМП
в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие квадрата и прямоугольника»
Разработала Кириченко Л. Н.
учитель - дефектолог высшей
квалификационной категории
г. Таганрог
2020г
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Путешествие квадрата и прямоугольника“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прямоугольник. Геометрическая фигура
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
1. Пробудить познавательный интерес к интеллектуальной деятельности, доставить детям радость от игр развивающей направленности.
2. Обобщать знания о геометрических фигурах; формировать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма, величина).
3. Сформировать представления о таблице, строке, столбце; тренировать счётные навыки, развивать внимание.
4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию.
5. Развивать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в ситуативно-деловом и игровом общении, умение работать в группе и по одному.
6. Расширять и активизировать словарь детей используя математические термины.
Оборудование:
- геометрические фигуры двух размеров и четырёх основных цветов;
- таблицы в виде домов;
- карточки с символами, обозначающими цвет, форму, размер на листах А4 и в отдельности каждый;
- обручи трёх цветов;
- коврограф.
Ход занятия
Ребята, сейчас я расскажу вам необычную историю о необычных героях, а вы мне поможете, будете подсказывать слова «наоборот», т. е. противоположные по смыслу.
- Жил-был маленький квадратик и у него был друг – прямоугольник. Какой по размеру прямоугольник? (если квадратик был маленький, то прямоугольник наоборот будет какой, (дети крепят квадрат и прямоугольник к коврографу).
- Большой
- Правильно, ребята, большой. Жили они в многоэтажном доме. Квадрат жил на нижнем этаже, а прямоугольник – на каком этаже?
- На верхнем.
- Они очень любили рисовать и рисовали с утра и … до какого времени суток?
- До вечера.
- У квадрата был тонкий карандаш, а у прямоугольника какой?
- Толстый.
- Однажды они взяли по шарику и пошли гулять. Какой формы были шарики? У квадрата был маленький шарик, а у прямоугольника (большой)
- У квадрата был шарик на короткой нитке, а у прямоугольника (какая по длине была нитка)
- Длинная.
- Побежали они по дорожке к своим друзьям. Квадрат бежал по узкой дорожке, а прямоугольник (побежал по дорожке какого размера)
- По широкой.
- Прибежали они к друзьям, а тут новоселье.
- Как вы думаете, ребята, кто друзья у квадрата и прямоугольника?
- Квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники, круги, многоугольники и т. д. Как мы можем назвать их одним словом – геометрические фигуры.
- Фигур много и каждой нужно поселиться в квартире. Поможем расселиться геометрическим фигурам в доме?
- Дети садятся за столы, на которых лежат таблицы. На первый слева столбец, на котором изображены геометрические фигуры, и на первую строку, на которой нарисованы цветные пятна, крепится полоска белой бумаги.
Показывая таблицу, спрашиваю:
- На что это похоже? (на дом)
- Покажите нижний этаж? Какой он по счёту?
- Покажите верхний этаж? Какой он по счёту?
- Сколько всего этажей в доме?
- Сколько квартир на каждом этаже?
- Квартиры, расположенные друг под другом, - это подъезд.
- Покажите квартиры расположенные в первом (втором, третьем, четвёртом) подъезде.
- Сколько всего подъездов?
- Давайте подумаем, как мы можем расселить жителей геометрической страны.
- По какому признаку их можно расселить? (по цвету и форме (убираю белые полоски)
- О чём говорят цветные пятна?
(О том, что в первом подъезде живут красные фигуры, во втором ….)
- О чём говорят фигуры нарисованные слева?
(О том, что на первом этаже живут все квадраты, на втором)
- Такой дом называется таблицей, этажи называются строками, а подъезды – столбцами.
Вывод: таблицы помогают нам расположить предметы в определённом порядке.
- Ну, вот все жители геометрической страны расселены по квартирам, а квадрат и прямоугольник продолжают свой путь. Идут и видят, четыре геометрических фигуры спорят о том, кто же из них лишний?
- Рассудим их, ребята?
На столе лежат круги и квадрат другого цвета.
Каждый из детей называет фигуру и объясняет, почему она может быть лишней.
Так среди этих фигур лишней фигурой является квадрат, потому что у него
есть углы, а у остальных фигур нет; большой круг, так как такого размера он один; синий круг, так как все остальные фигуры красные; красный круг, так как среди всех фигур только он маленький и красный.
- Фигуры успокоились и перестали ссориться.
- А квадрат и прямоугольник стали вместе весело играть. Давайте и мы сними поиграем:(физминутка)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Молодцы, ребята, вы такие ловкие, подвижные, весёлые, хорошо играли с квадратом и прямоугольником. Давайте ещё и с мячиком поиграем.
- Я бросаю мяч и называю число. Поймавший мяч, говорит следующее число (или предыдущее).
- Смотрите, а что это за обручи лежат, давайте посмотрим и конверты рядом.
Открываем первый конверт:
-Ой, ребята, это квадрат и прямоугольник прощаются с нами в письме, они убежали к своим друзьям, а нам предлагают поиграть с обручами. Поиграем? Первое задание будет таким – разложитьфигуры так, чтобы в красном обруче лежали все большие фигуры, в синем обруче – все синие фигуры, а в зелёном – все квадраты.
- Сложное задание. Давайте вспомним, по каким признакам мы классифицируем геометрические фигуры?
- Правильно, по цвету, форме и величине.
Дети выполняют задание. Молодцы, ребята справились с заданием. Открываем остальные конверты? Да они подписаны, смотрите. Здесь написано Саша и т. д. Каждому ребёнку дается задание подобрать символы, характеризующие данную геометрическую фигуру по трё м признакам: цвету, форме и величине.
- Хорошо, ребята, справились со всеми заданиями, весело провели время. Чем же мы занимались? Какие задания вам больше всего понравились?
- А мне понравилось, как вы выполняли задания.
- А теперь давайте пойдём в группу и найдём предметы, напоминающие геометрические формы.