Елена Комиссарова
Конспект занятия «Весна. Первые цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Весна. Первые цветы.
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширять и активизировать словарь детей по данной теме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
-Закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласования существительных с прилагательными, существительных с глаголами, подбирать прилагательные к существительным; подбирать глаголы к существительным.
-Тренировать в составлении предложений с предлогами НА, ПОД, С, ИЗ, ИЗ-ПОД, НАД, ПО; в делении слов на слоги, в определении звуков в словах.
Коррекционно-развивающие
Публикация «Конспект занятия „Весна, Первые цветы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
-Совершенствовать фонематическое восприятие; развивать связную речь, развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные
-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Оздоровительные задачи:
-Развитие координации речи с движениями, самомассаж.
Предшествующая работа:
1. Рассматривание, называние иллюстраций, картин, беседы по иллюстрациям.
2. Отгадывание и объяснение загадок.
3. Составление описательных рассказов по картине.
4. Дидактические игры «Четвёртый лишний»; «Скажи ласково»; «Один - много»; «Скажи наоборот»; «Назови, какой? какая?» и др.
5. Составление предложений с предлогами.
Демонстрационный материал:
Картина с изображением «Весенняя полянка», картинки с изображением времен года, предметные картинки, игрушка-солнышко, слоговые полянки.
Раздаточный материал: картинки с изображением первых цветов для раскрашивания, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Организация образовательной деятельности.
(На столе лежит игрушка «солнце»)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: Солнышко.
Логопед: Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
«Здравствуй солнце золотое (дети поднимают ладони вверх)
Здравствуй небо голубое (Дети поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля (наклон, руки вниз)
Здравствуй все мои друзья» (руки вниз - стороны, касаясь друг друга ладонями)
Логопед: А вот о чем мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла весна (дети договаривают «весна»)
Догадались, о каком времени года мы будет говорить?
Дети: О весне.
Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова: «Весна красна! В гости просим! Принеси с собой…» Давайте каждый из вас попросит весну (Логопед передает картинку солнышко, определяя очередность ответов) Дети просят весну принести: хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, теплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. (Садятся на стульчики)
II. Основная часть
1. Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времен года (на доске три картинки времен года: весна, осень, зима) Определите, на какой по счету картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например: на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается собственного ответа: Это весна, потому что тает снег, …. С крыш капают сосульки, ….прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т. д.)
Логопед: Молодцы вы правильно подобрали слова.
2. Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. Проводится массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко. (Поглаживание)
Дождик ещё холодный. (Постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. (Пощипывания)
А все-таки солнышко светит сильнее. (Снова поглаживание)
3. Дидактическая игра
«Хлопни в ладоши!»
Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригреет, листопад, тает, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко. (Логопед просит объяснить слова: проталина, капель, ледоход)
4. Обсуждение картины «Весенняя полянка»
Логопед: И вот весной оживает природа, и из - под снега появляются первые цветы (первоцветы).
Логопед: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку (логопед приглашает детей пройти на ковер)
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь (пока глаза у детей закрыты, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя полянка).
Логопед: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Какие первоцветы вы видите?
Дети: Подснежники, медуница, крокусы, ветреница, прострел.
Логопед: Что ещё вы видите? (дерево с птицей, появились первые проталины, снег стал рыхлый)
5. Составление предложений с предлогами: НА, ПОД, ИЗ, ИЗ - ПОД, НАД, ПО.
1) Где распустились подснежники? (Подснежники распустились под деревом).
2) Посмотрите, где сидит кукушка? (Кукушка сидит на дереве).
3) Ребята, скажите, откуда прилетели птицы? (Птицы прилетели с юга).
4) Где появились крокусы? (Крокусы появились на проталине).
5) А где расцвела медуница? (Медуница расцвела под елью).
6) Скажите, а откуда появился прострел? (Прострел появился из-под снега).
7) А где летят птицы? (Птицы летят над поляной).
8) Ребята, где распустилась ветреница? (Ветреница распустилась на поляне).
6. Составление рассказа по картине
А теперь вы попробуете составить свой рассказ о «Весенней полянке» (опрос 2-3 детей)
Физкультминутка
Дети рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими движениями.
На полянке поутру (Дети встают в круг, берутся за руки)
Мы затеяли игру
Я - бутон, а ты - листок
Становись скорей в кружок.
Раз, два, три, четыре (Делают четыре шага назад, расширяют круг)
Раздвигайте круг пошире.
Раскрывают лепестки (Поднять руки вверх и развести в сторону)
Наши первые цветки.
Ветер сильный налетел, (Размахивать руками, покружиться)
Закружился, засвистел.
Закачались лепестки, (Поднять руки вверх и покачивать)
Разноцветные цветки.
Вот и вечер пришел, (Опустить руки)
Солнце с неба увел. (Сесть на корточки)
Закрывают лепестки (Развести руки в стороны)
Наши первые цветки. (Поднимают руки вверх и хлопают в ладоши)
7. Подбор прилагательных к существительным
Весна подарила нам первоцветы.
Логопед: Ребята, выберите картинку с первым весенним цветком, который вам понравился. Что вы можете сказать о цветке? Какой он? (Это подснежник, он первый, весенний….)
8. Деление слов на слоги. Определение звуков в словах
Логопед: Посмотрите, у нас появились три полянки. А полянки не простые, а полянки слоговые. Сколько в названии цветка слогов, столько лепестков на полянке. Чтоб найти свою полянку, надо прошагать название цветка. Раз, два, три- каждый цветок свою полянку найди.
Ребенок прошагивает своё слово и становится на свою полянку. (Объяснение: крокус, потому что в слове - два слога)
9. Развитие мелкой моторики руки.
А сейчас я вам предлагаю раскрасить наши первоцветы и создать свою весеннюю полянку.
Пальчиковая гимнастика.
Наши первые цветочки
Распускают лепесточки
Ветерочек чуть подышит,
Лепесточки поколышет
Наши нежные цветки наклоняют стебельки,
Листьями качают, тихо засыпают.
-Дети раскрашивают картинки первоцветов
Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово! (работы детей выставляются на доске)
10. Подбор признаков и действий
Логопед: Давайте подберем слова к слову Весна (какая) Ответы детей: (дружная, поздняя, веселая, красивая, теплая, долгожданная, ранняя)
Весна (что делает) Ответы детей: (наступает, приходит, борется с зимой, побеждает, радует, звенит, поет)
III.Итог занятия
Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Занятие сегодня было интересным? А вам оно понравилось? Что тебе понравилось? Что запомнилось?