Ольга Скрыпник
Сенситивные периоды общего развития ребенка по методу Монтессори от рождения до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка :
Ребенок от 0 до 3 лет - «духовный эмбрион»
В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.
Ребёнок от 3 до 6 лет – «строитель самого себя» В этот период идёт активное развитие органов чувств.
Публикация «Сенситивные периоды общего развития ребенка по методу Монтессори от рождения до 6 лет» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.
Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.
Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М. Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:
*Период порядка (от 2 до 4 лет)
Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.
Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.
ПОРЯДОК
• ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
• ВРЕМЕННОЙ ПОРЯДОК
• БЫТОВОЙ ПОРЯДОК
• СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ)
• ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК
*Период движения (от рождения до 1,5 лет)
Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.
Этот период невероятно важен, потому что в этом возрасте физическое развитие становится основой психологического. Как и остальные длительные периоды делится на этапы, во время которых ребёнка привлекают конкретные типы движений и занятий.
На первом году жизни ребенок пытается с помощью движений овладеть своим телом. Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, т. е. начало прямохождения. Начиная с 6 месяцев, ребенок активно интересуется предметами и совершает разнообразные действия с ними: внутрь-наружу, тянитолкай и др., постепенно овладевая все более тонкими движениями пальцев рук. Ближе к 6 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладение своим телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, особенно интенсивно напрягая мышцы.
*Период маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)
У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.
В большинстве случаев совершенно очевиден и причиняет родителям немало хлопот: ребёнок часто манипулирует мелкими предметами, что кажется опасным. Но таким образом ребёнок познаёт, что мир состоит из мелких частей, поэтому взрослые должны дать ему возможность удовлетворять свой интерес, не пренебрегая безопасностью. Также в этот период активно развивается мелкая моторика рук.
На данном этапе малыша привлекают мелкие игрушки, предметы и детали, игры с ними. Это способствует развитию мелкой моторики. Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребенка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,5 - 4 года.
*Период вежливости и этикета (от 2,5 до 6 лет)
Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.
Ребёнок проявляет интерес к социальным нормам и вежливому поведению. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и пр., поэтому в этот период необходимо заложить основы культурного поведения.
Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в подготовленной среде материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.
*Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)
Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.
Чувства – это посредники, с помощью которых ребёнок вступает в контакт с окружающим миром. Они предоставляют детям информацию о среде и вызывают образование нейронных центров, ответственных за сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и осязательное) и правильные интерпретации сенсорных сигналов.
Когда чувства утончаются и проясняются, у ребёнка появляется возможность организовать и классифицировать все свои сенсорные ощущения. Нахождение ребёнка в среде, богатой на сенсорные впечатления, в этот сензитивный период позволяет ему пополнить чувственный словарь и создать большее разнообразие нейронных сетей, отвечающих за понимание и интерпретацию его окружения.
Пример. Внезапно проявляющиеся у ребёнка интересы к чувственным раздражителям, активное прислушивание-принюхивание и пр. – это яркие примеры изменений, которые происходят с ребёнком в данный период.
*Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)
У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.
*Период чтения (от 3 до 5,5 лет)
У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.
*Период языка (от рождения до 6 лет)
Использование слов для общения : продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.
*Период пространственных отношений (от 4 до 6 лет)
Формирование представлений о расположении предметов в пространстве : план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.
*Период музыки (от 2 до 6 лет)
Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии.
*Период математики (от 4 до 6 лет)
Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.
*Сензитивный период для утончения движения (2–4 года)
Движение – это основа всего, и, соответственно, ребёнку жизненно необходимо развивать и совершенствовать свои движения. Это своеобразный пропуск, дающий и многократно расширяющий доступные возможности. Движения развиваются и совершенствуются через подражание взрослым и многократные повторения.
Точные движения необходимы для правильного развития психики и обретения независимости. Чем более ребёнок умел в движениях, тем больше своих потребностей он может удовлетворить самостоятельно, что и становится фундаментом его независимости.
Ребёнок развивает руку и равновесие, которые являются жизненно важными для полноценного функционирования личности и самовыражения.
Пример: Если ребёнок концентрированно и сосредоточенно заинтересовался мелкими предметами, он может просто собирать с пола или земли почти невидимые нам, взрослым, соринки, то это, скорее всего, именно внутренний учитель призывает его реализовать возможности открывшегося сенситива.
*Период развития социальных навыков (2,5 – 6 лет)
Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т. е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.
Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы. Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.