Ирина Алёшина
Психолого-педагогического сопровождение детей в условиях ФГОС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи: Алёшина Ирина Васильевна, педагог-психолог.
В статье рассмотрены принципы, цели, задачи и направления психологического сопровождения детей в дошкольном учреждении по Федеральному государственному образовательному стандарту. Проанализирована значимость психологического сопровождения в ДОУ по ФГОС.
Система психолого-педагогического сопровождения детей в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образовательное учреждение.
Публикация «Психолого-педагогического сопровождение детей в условиях ФГОС ДОУ» размещена в разделах
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.
Стратегические изменения, происходящие в связи с введением ФГОС, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.
ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на содействие становлению социально- ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия; сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации среды ДОУ. Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС в ДОУ.
Принципы психолого-педагогического сопровождения :
1. Научность – использование научно обоснованных в педагогической практике технологий и методик;
2. Системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
3. Комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения : воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и др. ;
4. Превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
3. Психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
4. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
5. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений с детьми, педагогами, родителями и др. организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
6. Психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
7. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.
Основные направления психологического сопровождения воспитанников в рамках введения ФГОС.
1. Профилактическое направление - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей :· разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа;· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень.
2. Диагностическое направление - выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Разработка рекомендаций, программ психокоррекционной работы с воспитанниками.
3. Консультативное направление - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями развития психики для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление - организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Просветительско-образовательное направление - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, воспитанников и родителей к психологической культуре.
7. Работа с воспитанниками - формирование личностных ориентиров, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья.
8. Работа с педагогами ДОУ - консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса. Проведение семинаров, практических занятий, тренингов.
9. Работа с родителями - консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию детей; проведение бесед о правильном эталоне поведения с ребенком.
Дошкольное образование - система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагогов с детьми. Такие ученые, как А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, О. М. Краснорядцева характеризуют педагогов с позиции ФГОС, следующим образом: хорошо понимающий общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
Психологическое сопровождение детей с учетом Федерального государственного образовательного стандарта является необходимым условием для дальнейшего благоприятного развития детей в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ по ФГОС способствует разностороннему, полноценному развитию ребенка, формированию у него способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Список литературы:
1. Возняк И. В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС : планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность. – Волгоград: 2014.
2. Митина Л. М. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. - М: 2010.
3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - №18. – с. 53-66.