Соболева Светлана
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие всевозможные отклонения как психического так и физического плана, обусловливающие нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Такие нарушения в развитии в большинстве случаев возникают и проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает посещать детский сад. Дети с нарушенным развитием заметно отличаются от сверстников и требуют большего внимания со стороны педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов данной образовательной организации.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Более успешной представлена медико - психолого-педагогическая помощь, которая в основном выполняет функции комиссии, консультации, что закреплено нормативно-правовыми документами [3,5].
Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) оказывают комплексную консультативную, ориентированную на семью ребенка с отклонениями в развитии в вопросах организации и сопровождения обучения (единство диагностики, поиска образовательного маршрута, разработки программ обучения). Выявленный ранний дефект в здоровье ребенка при отсутствии своевременного комплексного - медико - психолого - педагогического сопровождения обуславливает задержку психического и физического развития.
Поэтому очень важно уже в раннем детстве своевременно применять коррекционно-развивающие методы, основанные на знании структуры дефекта, оказывать ребенку и его необходимую медико-социальную поддержку [2].
Содействие различных специалистов психолого-педагогического сопровождения должна быть создана специальная коррекционно- развивающая среда для компенсации дефекта ребенка.
Множественное количество семей, воспитывающих детей с ОВЗ, сталкиваются с огромным комплексом негативных эмоций и переживаний: страх,разочарование, одиночество, отчаяние. Необходимость психолого- педагогической поддержки такой семьи - крайне необходима. Обеспечение здоровья и его восстановление начинается с выявления таких детей и определение его статуса здоровья, с тем, чтобы обеспечить им соответствующую медико-психолого-педагогическую помощь. Чем раньше такой ребенок получает квалифицированную помощь специалистов, тем больше у него шансов ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе вместе со сверстниками. Оказываемая помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только выявляются первые проблемы. Обследование ребенка должны быть комплексными: медицинские, образовательные, социальные. Наличие системы ранней помощи семье с проблемным ребенком позволяет более эффективно предупреждать, коррегировать и компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка, предоставляет исключительную возможность «сгладить» недостатки и проблемы в развитии.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, по определению И. Ю. Левченко и В. В. Ткачевой, - это «деятельность, направленная на актуализацию коррекционных возможностей семьи, обеспечивающих эффективность функционирования. Эта деятельность становится особенно значимой во времена кризисов, связанных с образованием и развитием такого ребенка. Ключевыми вопросами в построении психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ являются :
А) выявление личностных деформаций членов семьи;
Б) анализ внутрисемейных отношений;
В) выявление трудностей и дисфункций в семье [4].
В психолого-педагогической работе с семьей, где есть дети с ОВЗ, большое значение имеет создание коррекционно-развивающей среды. Необходимо создавать безопасную среду для ребенка с нарушениями в развитии. Семейная атмосфера должна нести фон позитивного настроения, где присутствует тип общения «взрослый-ребенок», где присутствует любовь, поддержка, соблюдение ритма контакта. Предметно-пространственная развивающая среда, специально организованная с учетом особенностей развития ребенка; игры и развивающие игрушки должны быть функциональными, способствующие развитию общей и мелкой моторики. Когда организация жизнедеятельности ребенка устроены таким образом, что, благодаря приспособительным возможностям среды и пространства, ребенок обнаруживает доступность реализации своих потребностей и развития способностей.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ является содействие семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в разностороннем развитии ребенка, его успешной адаптации, социализации, реабилитации и абилитации.
Перечислим принципы психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья :
1) рекомендательный характер советов;
2) приоритет интересов сопровождаемого;
3) непрерывность сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей осуществляется по следующим направлениям деятельности: психологическая диагностика; психологическая коррекция, психологическое консультирование. Диагностирование направлено на изучение истории болезни, исследование особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, межличностной сфер ребенка, состояние обучаемости; исследование личностных особенностей родителей ребенка и изучение детско-родительских отношений. Психокоррекционная работа направлена на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ. Эффективными коррекционными приемами воздействия являются: игратерапия, арт-терапия, пескотерапия, музыкатерапия и др. Применение психогимнастики и релаксации способствуют снятию мышечного напряжения. Психологическое консультирование направлено на установление контактов и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Процедура снятия психологических защит в общении может включать в себя приемы создания атмосферы физического и психологического комфорта для членов семьи, обеспечения их психологической безопасности.
Основной целью психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья является максимально возможное
содействие семьям в развитии, воспитании и обучении ребенка, его успешной социализации и реабилитации.
Литература:
1. Басалаева, Н. В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова, Т. В. Казакова //.- 2018.- Т. 9, No 9.- с. 199-205.
2. Григорян Л. А., Плаксина Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998. 56 с.
3. Лубовский В. И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. No 4 (8). С. 5–11.
4. Плотникова Т. Ю. Проблемы психолого-педагогического сопровождения
родителей детей с ОВЗ // Научное отражение. 2020. No 2 (20). С. 52–56.
5. Смирнова Л. В., Худик В. А. Исторические и методологические аспекты
развития системы психолого-медико-педагогического консультирования в России // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. No 1 (5). С. 5–17.
6. Старшова Д. И. Психолого-педагогическое сопровождение родителей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2019. No43 (218). С. 219-221.