Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Соболева Светлана
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие всевозможные отклонения как психического так и физического плана, обусловливающие нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Такие нарушения в развитии в большинстве случаев возникают и проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает посещать детский сад. Дети с нарушенным развитием заметно отличаются от сверстников и требуют большего внимания со стороны педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов данной образовательной организации.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Более успешной представлена медико - психолого-педагогическая помощь, которая в основном выполняет функции комиссии, консультации, что закреплено нормативно-правовыми документами [3,5].

Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) оказывают комплексную консультативную, ориентированную на семью ребенка с отклонениями в развитии в вопросах организации и сопровождения обучения (единство диагностики, поиска образовательного маршрута, разработки программ обучения). Выявленный ранний дефект в здоровье ребенка при отсутствии своевременного комплексного - медико - психолого - педагогического сопровождения обуславливает задержку психического и физического развития.

Поэтому очень важно уже в раннем детстве своевременно применять коррекционно-развивающие методы, основанные на знании структуры дефекта, оказывать ребенку и его необходимую медико-социальную поддержку [2].

Содействие различных специалистов психолого-педагогического сопровождения должна быть создана специальная коррекционно- развивающая среда для компенсации дефекта ребенка.

Множественное количество семей, воспитывающих детей с ОВЗ, сталкиваются с огромным комплексом негативных эмоций и переживаний: страх,разочарование, одиночество, отчаяние. Необходимость психолого- педагогической поддержки такой семьи - крайне необходима. Обеспечение здоровья и его восстановление начинается с выявления таких детей и определение его статуса здоровья, с тем, чтобы обеспечить им соответствующую медико-психолого-педагогическую помощь. Чем раньше такой ребенок получает квалифицированную помощь специалистов, тем больше у него шансов ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе вместе со сверстниками. Оказываемая помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только выявляются первые проблемы. Обследование ребенка должны быть комплексными: медицинские, образовательные, социальные. Наличие системы ранней помощи семье с проблемным ребенком позволяет более эффективно предупреждать, коррегировать и компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка, предоставляет исключительную возможность «сгладить» недостатки и проблемы в развитии.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, по определению И. Ю. Левченко и В. В. Ткачевой, - это «деятельность, направленная на актуализацию коррекционных возможностей семьи, обеспечивающих эффективность функционирования. Эта деятельность становится особенно значимой во времена кризисов, связанных с образованием и развитием такого ребенка. Ключевыми вопросами в построении психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ являются :

А) выявление личностных деформаций членов семьи;

Б) анализ внутрисемейных отношений;

В) выявление трудностей и дисфункций в семье [4].

В психолого-педагогической работе с семьей, где есть дети с ОВЗ, большое значение имеет создание коррекционно-развивающей среды. Необходимо создавать безопасную среду для ребенка с нарушениями в развитии. Семейная атмосфера должна нести фон позитивного настроения, где присутствует тип общения «взрослый-ребенок», где присутствует любовь, поддержка, соблюдение ритма контакта. Предметно-пространственная развивающая среда, специально организованная с учетом особенностей развития ребенка; игры и развивающие игрушки должны быть функциональными, способствующие развитию общей и мелкой моторики. Когда организация жизнедеятельности ребенка устроены таким образом, что, благодаря приспособительным возможностям среды и пространства, ребенок обнаруживает доступность реализации своих потребностей и развития способностей.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ является содействие семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в разностороннем развитии ребенка, его успешной адаптации, социализации, реабилитации и абилитации.

Перечислим принципы психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья :

1) рекомендательный характер советов;

2) приоритет интересов сопровождаемого;

3) непрерывность сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей осуществляется по следующим направлениям деятельности: психологическая диагностика; психологическая коррекция, психологическое консультирование. Диагностирование направлено на изучение истории болезни, исследование особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, межличностной сфер ребенка, состояние обучаемости; исследование личностных особенностей родителей ребенка и изучение детско-родительских отношений. Психокоррекционная работа направлена на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ. Эффективными коррекционными приемами воздействия являются: игратерапия, арт-терапия, пескотерапия, музыкатерапия и др. Применение психогимнастики и релаксации способствуют снятию мышечного напряжения. Психологическое консультирование направлено на установление контактов и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Процедура снятия психологических защит в общении может включать в себя приемы создания атмосферы физического и психологического комфорта для членов семьи, обеспечения их психологической безопасности.

Основной целью психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья является максимально возможное

содействие семьям в развитии, воспитании и обучении ребенка, его успешной социализации и реабилитации.

Литература:

1. Басалаева, Н. В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова, Т. В. Казакова //.- 2018.- Т. 9, No 9.- с. 199-205.

2. Григорян Л. А., Плаксина Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998. 56 с.

3. Лубовский В. И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. No 4 (8). С. 5–11.

4. Плотникова Т. Ю. Проблемы психолого-педагогического сопровождения

родителей детей с ОВЗ // Научное отражение. 2020. No 2 (20). С. 52–56.

5. Смирнова Л. В., Худик В. А. Исторические и методологические аспекты

развития системы психолого-медико-педагогического консультирования в России // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. No 1 (5). С. 5–17.

6. Старшова Д. И. Психолого-педагогическое сопровождение родителей,

воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2019. No43 (218). С. 219-221.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 22 мая 2023 в 20:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Соболева Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД