Катерина Свириденкова
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день Уважаемые коллеги!
Хочу представить на своем опыте работы в ДОУ №13, психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации детей раннеговосразта.
В раннем возрасте адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Адаптация подразумевает под собой процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учебному заведению нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.
С семьей, в которой ребенок тяжело проходит период адаптации, ведется более глубокая и объёмная работа.
Первая встреча со всеми родителями проводиться за месяц, полтора до прихода детей в детский сад. На родительском собрании поднимаются вопросы:
-значимости процесса адаптации и возможности её решения;
-предупреждения (возможности) передачи тревоги и нервного возбуждения от мамы к ребёнку;
-о степени адаптации ( легкая: ребенок может плохо спать и кушать, неохотно играть. При легкой адаптации дети, как правило, не заболевают. Быстро все нормализуется; средняя: «один день ходим – неделю болеем». Настроение нестабильное, ребенок может плохо спать. Бурно реагировать на расставание и встречу с родными. В течении двух недель могу наблюдаться бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течении 2-х недель. ; тяжелая: ребенок часто болеет, с осложнениями. Плохо засыпает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит плохой, может возникнуть стойкий отказ от еды, даже рвота. Ребенок пытается найти выход : плачет, кричит, или, напротив, становится пассивным и подавленным. Детей избегает или ведет себя агрессивно. Может возникнуть задержка речевого развития.)
-поднимаются вопросы питания, КГН;
-обговариваются моменты, облегчающие процесс адаптации,
-родители заполняют анкеты, по которым в дальнейшем прогнозируется степень адаптации детей и определяются особенности семейного воспитания.
-родителям даются памятки, буклеты по адаптации. (на примере рассказать об одной)
Для родителей, в помещении ДОУ оформлены информационные стенды, уголки, папки передвижки, памятки, буклеты; все это на темы : «Адаптация. Что это?», «Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду», «Советы психолога», которые родители могут взять с собой. (показать визуально)
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детскому саду. Задача воспитателя- успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Необходимо сформировать у ребенка чувство уверенности в окружающем, положительную установку, желание идти в детский сад.
С целью получения информации о ребенке, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и со сверстниками на каждого ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений (социальные контакты, сон, эмоциональное состояние).(визуально показать) рассказать о 2-3 листах)
Актуальность данного направления обуславливается двумя факторами: с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей, с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребенка раннего возраста к новым жизненным условиям.
Взрослые должны организовывать жизнь ребенка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительные отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.