Мыльникова Занфира Гарифяновна
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система образования в РФ призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности. Вместе с тем, существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от ДОУ предоставления дополнительных программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в ДОУ общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход связан с процессом, который называется инклюзия в образовании.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства (а не в учреждениях закрытого типа) вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях (ДОУ, школах). В ОУ общего типа учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам и ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном группе, а не в специально выделенной группе. Дети с особыми образовательными потребностями не чувствуют себя изгоями, они встают на одну ступень с обычными детьми. Инклюзивное образование играет важную роль в достижении социального равенства и является одним из элементов обучения на протяжении всей жизни человека.
Гарантия прав для всех детей, в том числе и с ОВЗ, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов:
- Конституции РФ,
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Государственная программа РФ «Доступная среда».
Принятие данных нормативных документов позволяет предъявлять единые требования к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП ДО) для разных категорий детей с ОВЗ/ инвалидностью, с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Психолого-педагогическое сопровождение - это система деятельности психологов, педагогов, а также родителей, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.
Направления содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
Диагностика сенсорных нарушений, нарушений интеллекта.
Психодиагностика в эмоциональной и поведенческой сфере.
Формирование навыков самообслуживания, саморазвития, самопринятия, самореализации.
Формирование навыков социального приспособления.
Профориентация.
Психолого-педагогическое обследование ребенка.
Диагностика психомоторного развития.
Определение механизмов речевого дефекта, первичных и вторичных отклонений.
Выявление психологических особенностей ребенка и развитие когнитивных функций. Развитие эмоционального контакта с окружающими.
Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения,о перспективах).
Консультирование педагогов-коллег. Оказывается методическаяпомощь педагогам, работающим в классах коррекции (подготовкапакетадокументов необходимых для работы с детьми данной категории, подготовкаипредставление рекомендаций учителям).
Коррекционно-развивающая работа (работа учителя-дефектолога,педагога-психолога и учителя-логопеда).
Педагоги и психологи, как основные субъекты психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, должны обладать системой знаний о ребенке как объекте процесса сопровождения, его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; иметь представления об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, о проблемах развития их организма и функциональных нарушениях; владеть информацией о привычках, наносящих ущерб здоровью ребенка, и быть готовым к оказанию помощи и поддержке детям с проблемами в развитии. Специалистами ПМПК и воспитателем группы должны разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты. Они должны содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также должны быть указаны методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Немаловажна материальная база ДОУ. Удобный и безопасный подъезд к зданию, наличие пандусов на входной группе и отсутствие высоких порогов в дверных проемах.
Наличие в ДОУ удобной мебели, интересных и красочных наглядно-методических пособий, игрушек, музыкальных инструментов, дополнительного спортивного инвентаря.
Необходимо так же использовать инновационные технологии в обучении детей с ЗПР. Использование на занятиях технических средств обучения (интерактивные доски, планшеты) может значительно повысить уровень запоминания учебного материала, сделает занятия более разнообразными и интересными. Очень актуальным становится использование арттерапии в работе с детьми: музыкотерапия, рисование под музыку, театральные игры.
Из личной практики. Присутствие в группе детей с особыми образовательными потребностями очень благотворно влияет на остальных детей: они помогают им одеваться, подносят или доносят за них стульчик, когда это необходимо, дожидаются их, встают с ними в пару танцевать, играют с ними, общаются, охотно делятся игрушками. Таким образом они учатся доброте, сочувствию, желанию придти на помощь, толерантности.
Цель психолого-педагогического сопровождения - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.