Елена Ситникова
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания. Проект «Будь внимателен!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : игровой, долгосрочный, психолого-просветительский.
Возраст и состав участников : воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.
Срок реализации проекта : 7 месяцев.
База внедрения проекта : старшая и подготовительная группы МБДОУ №171.
Возраст дошкольников : 5-7 лет.
Проект разработала : педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания, Проект „Будь внимателен!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Актуальность проекта.
"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.
"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели. "Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?" - недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.
"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.
Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!
На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.
Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э. Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский и др., каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание – это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т. д.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание : ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности
Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.
Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, я разработала коррекционно-развивающую программу по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.
Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
Задачи:
развитие сенсорного внимания;
развитие слухового внимания;
развитие моторно-двигательного внимания;
повышение познавательного интереса.
Предмет психокоррекции : свойства внимания.
Объект психокоррекции : дети 5—7 лет с нарушениями внимания.
Форма работы: групповая.
Принципы реализации проекта :
Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
Единства диагностики и коррекции;
Приоритетности коррекции причинного типа;
Деятельностный принцип коррекции;
Учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
Комплексности методов психологического воздействия;
Опоры на разные уровни организации психических процессов;
Возрастания сложности;
Учета объема и степени разнообразия материала;
Учета эмоциональной окрашенности материала.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Основные формы, средства и методы реализации:
Форма организации – групповая
Форма проведения – игровая
Игры-коммуникации
Проективные игры
Психогимнастические игры
Познавательные игры
Игры на развитие воображения
Ролевые игры
Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания
Игры, направленные на развитие слухового внимания
Игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания
Этапы проекта :
Проект осуществлялся в несколько этапов:
Подготовительный
Основной
Заключительный.
Подговительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.
Планируемые результаты проекта :
Дети:
Предполагаемый результат реализации проекта в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы и способности, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Развитие творческих познавательных интересов детей.
Развитие творческого воображения и мышления.
Развитие произвольности и самоконтроля.
Педагоги:
Повышение знаний по данному направлению:
Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу.
Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников).
Создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями.
Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Родители:
Появление интереса к данному вопросу.
Активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Повышение компетенции родителей по вопросам развития внимания;
Взаимодействие с семьей
В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей по коррекции и развитию всех свойств внимания. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка. В ходе сотрудничества родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
Индивидуальные консультации.
Анкетирование, тестирование родителей.
Выступление на собраниях в подготовительных группах. Тема: «Как избежать трудностей в обучении будущих первоклассников. Типичные проблемы, возможные причины их проявлений и пути решений»
Информирование родителей в уголках психолога.
Консультации: «Развитие внимания у дошкольника», «Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей дошкольного взрослого».
Оформление книжки-малышки для родителей «Игры для тренировки внимания и памяти»
Заключение
Подводя итоги работы по реализации проекта «Будь внимателен!», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности используемых в данном проекте методов, технологий, приемов и об эффективности проекта в целом.
В связи с тем, что мной разработан проект и программа по коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением внимания, изучена теоретическая часть этой проблемы и эффективность работы подтвердилось выше, то теперь я с удовольствием и дальше буду работать в этом направлении.
Список литературы
1. Немов, Р. С Психология. В 3-х кн. Кн. 3. : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманитар. изд. центр "Владос", 2007. - 631 с
2. Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. -М. : Книголюб,2011г.
3. Заваденко Н. Н. Диагноз и дифференцированный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. 2000.№4.
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -м. :Речь, 2010 г.
5. Ильина М. В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет : Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. М. : АРКТИ, 2005.
6. Готовность к школе/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995
7. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания : Программа для детей 5-9 лет. М. : ТЦ Сфера, 2004
8. Чистякова М. И. Психогимнастика. 2-е издание, 1995
9. Широкова Г. Н. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 3-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005
10. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001