татьяна соловьева
Психолого-педагогическое консультирование родителей по профилактике тревожности
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, очень сильно возросло внимание специалистов разных областей, не важно это теоретики или практики к образу и складу жизни семей в нашем современном обществе.
Такое внимание связано с той ролью семью, которую она имеет и играет в непосредственном процессе формирования, а в дальнейшем и развития личности в целом. В виду того, что сейчас происходит в современном обществе, а именно нестабильные социально-экономические условия жизни, семья очень сильно реагирует на это, что и приводит к резкому увеличению у взрослых, и особенно у детей нарушений нервно-психического характера. Одним из таких, и очень частых нарушений является повышенный уровень тревожности у всех членом семьи, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, который и ведет в последующем к нервно-психическим заболеваниям человека.
Публикация «Психолого-педагогическое консультирование родителей по профилактике тревожности» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Как только появился ребенок на свет, то есть с первых мгновений его жизни, он развивается, как социально значимое существо, перед ним раскрывается весь мир. Его родители, семья – первый пример человеческого общения,
первая ступенька коллективизма, условие и источник развития будущей личности. Немаловажно помнить, что родители обязаны оберегать психологическое здоровье своего ребенка. Если ребёнку не дать должной заботы, любви или наоборот требовать непостижимого, проявлять гиперопеку или того хуже травмировать его физиологически или психологически, тогда возникновение поведенческих проблем неизбежно. Основой всех этих поведенческие проблем, таких как гиперактивность, импульсивность, невнимательность, расстройство поведения, агрессия, страх, депрессии, тревога является тревожность детей. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной не- Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 242 Педагогика и психология : актуальные вопросы теории и практики устойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Р. С. Немов дает следующее определение тревожности : «Тревожность – постоянно или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [5]. Чаще всего, появление тревожности у детей, в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временной характер. Если же состояние тревожности болезненно заострено или сохраняется длительное время, то это служит сигналом, признаком неблагополучия, говорит о физической или нервной ослабленности ребенка. Родителям и воспитателям хорошо известно, как тяжело социализироваться тревожным детям. В связи с этим необходимо как можно раньше определять уровень и причины тревожности с целью его дальнейшей коррекции и профилактики. Однако эффективная работа с тревожным ребенком возможна только в случае тесного контакта с его родителями. Хотя психологическое консультирование родителей в России постепенно становится обычной культурной практикой, но к профессиональному психологу обращаются при серьезной проблеме и чаще при достаточном финансовом благополучии. Мы считаем, что необходимо в детском саду создать такую систему психолого-педагогического консультирования родителей, которую компетентны проводить воспитатели групп ДОО. На практике же воспитатели не могут дать родителям (законным представителям) должной консультативной помощи. Профессиональные психологические навыки у большинства на низком уровне в виду не квалифицированности педагогов и умения консультанта воздействовать на родителей. Для определения потребности родителей в психолого-педагогическом консультировании мы провели анкетирование воспитателей и родителей детей, посещающих МБДОУ «ЦРР – Д/С №82 «Мичээр» ГО «город Якутск». Всего в эксперименте приняли участие 40 родителей и 10 воспитателей. Результаты анкетирования родителей показывают, что 60% родителей испытывают по- требность в консультации педагога и психолога. Их интересует взаимоотношения ребенка со сверстниками, успехи ребенка, наблюдаются ли у него какие-нибудь проблемы в психическом развитии и воспитании, уровень готовности ребенка в школу. Наиболее востребованы родителями советы по проблеме адаптации ребенка к детскому саду, вопросы возрастного кризиса и т. д. Анкетирование воспитателей показало, что педагоги нуждаются в специальной профессиональной подготовке к проведению консультаций. Педагоги отмечают, что не всегда готовы ответить на вопросы родителей по поведенческим проблемам детей, как устранить вредные привычки детей и т. д. Также молодые педагоги указывают на проблему установления контакта с родителями. Мы считаем, что внедрение психолого-педагогического консультиро- вания воспитателем родителей в практику ДОО поможет решить следующие задачи: 1. Ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. 2. Составление индивидуального маршрута развития ребенка. 3. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. Теория и методика дошкольного образования 243 Таким образом, следует сделать вывод, что в настоящее время существует потребность у родителей в психолого-педагогическом консультировании, причем не только по проблеме тревожности детей дошкольного возраста, но и других немаловажных проблем, которые требуют своевременной помощи и совета от специалиста. Поэтому мы предлагаем, чтобы сами воспитатели непосредственно своей деятельности параллельно помогали воспитанникам и их родителям, проводя индивидуальные психологические консультации каждой семье как минимум один раз в полугодие.