Яровая Мария
Психолого-педагогические занятия с детьми первой младшей группы в период адаптации «Приключения зайчика»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении ребё нка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки, где малыш воспитывается в атмосфере любви и глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам, он попадает в непривычную среду. Режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми, внимание значимого взрослого распределяется не только на ребенка, но и на других детей, запросы выполняются не сиюминутно, и помещение незнакомое, ребенку просто непонятно где все лежит и как действовать в той или иной ситуации все это создает напряжение и повышает тревожность. Все эти вышеперечисленные перемены создают для ребёнка стрессовую ситуацию, приводят малыша к психо-эмоциональному напряжению. В результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи, капризы, непослушание, малыш не хочет играть с другими детьми, плачет, часто болеет.
Публикация «Психолого-педагогические занятия с детьми первой младшей группы в период адаптации „Приключения зайчика“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Для облегчения адаптации вновь поступивших детей раннего возраста в ДОУ разработан цикл занятий, за основу для разработки занятий взято пособие А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.»
Все занятия проводятся в игровой форме, ведь именно игра является основным средством налаживания положительных взаимоотношений в группе. В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное общение с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.
Чтобы решить эту задачу, выбран персонаж пушистого зайчика, который в игровой форме выражает каждому ребенку свое доброжелательное отношение и уделяет внимание к каждому ребенку.
Основными методами взаимодействия с детьми служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, потешки, стишки и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи :
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие речи и воображения;
• развитие чувства ритма, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
• обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
• Привлечение родителей к совместному творчеству.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Занятия «Приключения Зайчика» проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. В течение сентября и октября, все занятия проводятся в игровой форме в течение 15 мин., но перед занятием предполагается вводный этап в течение 10 мин, в это время взрослый находится в группе и налаживает с детьми контакт : наблюдает, разговаривает, играет с детьми в мяч, пускает мыльные пузыри. После этого появляется зайчик – кукла Би-ба-бо и проводится основное занятие. В занятиях используются фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. На первых занятиях дети могут участвовать в играх или с интересом наблюдать друг за другом. Зайчик периодически приглашает наблюдателей или просит активных детей их позвать. Активное участие в занятиях принимают воспитатели, так как они являются главной фигурой и центром внимания детей раннего возраста.
Упражнения проводятся от легкого к сложному, после усвоения упражнений к ним добавляются новые.
На первых занятиях дети знакомятся с зайчиком, обсуждают какой он, закрепляют части тела у зайчика, затем сами превращаются в зайчат и закрепляют свои части тела, зайчик им помогает, хвалит активных и помогает тем, кому сложно. Далее к знакомству добавляются музыкальные игры и потешки, пальчиковые игры. Во время приветствия и прощания зайка тактильно контактирует с каждым ребенком и стимулирует речевую активность. К концу цикла занятий приключения зайчика предполагается повышение организованной двигательной и речевой активности всех детей, освоение музыкальных, подвижных и пальчиковых игр. На последнем этапе дети совместно с родителями занимаются совместным творчеством и готовят угощение для зайчика. Итогом оформляется выставка детско-родительских работ.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируются психологом, по мере усвоения детьми игровых упражнений и с учетом пожеланий детей. Возможно, сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. п.
Каждое игровое упражнение повторяется, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие включаются все любимые игры.
Тематическое планирование профилактических занятий
Сроки проведения Номер занятия Название упражнений
сентябрь 1-2 1 Подготовительный этап
2 Появление персонажа «Зайчонка»,
3. Превращение детей в зайчат.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
5. Прощание с зайчиком
3-4 1 Подготовительный этап
2 Появление персонажа «Зайчонка»,
3. Превращение детей в зайчат.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
5. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит» 1-2р
6. Прощание с зайчиком
5-6 1 Подготовительный этап
2 Появление персонажа «Зайчонка»,
3. Превращение детей в зайчат.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
5. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит» 1-2
6. Морковка для зайчика. Вариант 1
7. Прощание с зайчиком
7-8 1 Подготовительный этап
2 Появление персонажа «Зайчонка»,
3. Превращение детей в зайчат.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
5. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит» 1
6. Морковка для зайчика. Вариант 1
7. Игра с лисичкой с музыкальным сопровождением 1
8. Прощание с зайчиком
октябрь 9-10 1 Подготовительный этап
2 Появление персонажа «Зайчонка»,
3. Превращение детей в зайчат.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
5. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит» 1р
6. Морковка для зайчика. Вариант 2
7. Игра с лисичкой с музыкальным сопровождением 1р
8. Прощание с зайчиком
11-12 1 Подготовительный этап
2 Появление персонажа «Зайчонка»,
3. Превращение детей в зайчат.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
5. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит»1-2
6. Морковка для зайчика. Вариант 2.
7. Игра с лисичкой с музыкальным сопровождением 1-2р
8. Пальчиковая игра «Зайчики»
9. Прощание с зайчиком
13-14 1 Подготовительный этап
2 Появление персонажа «Зайчонка»,
3. Превращение детей в зайчат.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
5. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит»
6. Морковка для зайчика.
7. Игра с лисичкой с музыкальным сопровождением
8. Пальчиковая игра «Зайчики»
9. Прощание с зайчиком
15-16 1 Подготовительный этап
2 Появление персонажа «Зайчонка»,
3. Превращение детей в зайчат.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
Взрослый задает вопросы, дети показывают части тела у зайчика.
5. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит»
6. Игра с лисичкой с музыкальным сопровождением
7. Пальчиковая игра «Зайчики»
8. Морковка для зайчика. Вариант 3
9. Прощание с зайчиком
1 Подготовительный этап
Присутствие взрослого в группе : беседы с детьми, присоединение к игре детей.
2 Появление персонажа «Зайчонка»
Организация детей для занятия (приглашение на стульчики). Приветствие зайчика 1) зайчик по очереди приветствует детей, тактильно контактируя и дожидаясь ответа от каждого ребенка. 2 Зайчик приветствует всех детей, дожидается хорового приветствия, затем взрослый просит всех детей по очереди показать у зайчика ушки, лапки, глазки и т. д.
3. Превращение детей в зайчат.
«Раз два три, на месте покружись и в зайчонка превратись» взрослый одевает эмблемы с изображением зайчат на детей.
4. Игра «Зайка, зайка, где твой хвостик»
Взрослый задает вопросы, дети показывают части тела у зайчика.
Зайка, зайка, где твой хвостик? – Вот, вот, вот!
Зайка, зайка, где твой носик?– Вот, вот, вот!
Зайка, зайка, лапы где?– Вот, вот, вот!
Зайка, зайка, ушки где?– Вот, вот, вот!
5. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
(дети сидят на ковре)
И ушами шевелит
(прикладывают кисти рук к голове изображая уши)
Вот так и вот так
Он ушами шевелит
Вот так и вот так.
Он ушами шевелит.
(сгибают и разгибают ладони)
Зайка серенький сидит.
Хвостик зайка шевелит.
(Руки за спиной)
Вот так и вот так
Хвостик зайка шевелит.
Вот так и вот так
Хвостик зайка шевелит.
Зайка маленький устал
Зайка маленький поспал
(ладони соединены около щеки)
Вот так и вот так
Зайка Маленький поспал.
Вот так и вот так
Зайка Маленький поспал.
Зайка лапоньки размял
(Сгибание рук в локтевом суставе)
Вот так и вот так
Зайка Лапаньки размял.
Вот так и вот так
Зайка Лапоньки размял.
Зайке холодно сидеть,
(встают)
Надо лапоньки погреть.
(ритмично хлопают в ладоши)
Вот так и вот так
Надо лапоньки погреть!
Вот так и вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Зайке надо поскакать.
(Прыгают на месте)
Вот так и вот так
Зайке надо поскакать.
Вот так и вот так
Зайке надо поскакать.
6. Морковка для зайчика.
Зайке так весело с вами играть но он устал и проголодался. Давайте его покормим. Посмотрите что у меня есть
1 вариант. ( пластиковая банка в которой лежат деревянные овощи: помидоры и морковка). Детям по очереди показываются овощи и задаются вопросы:
Что это? Какого цвета? Какой формы? Твердые или мягкие? Как вы думаете зайка любит помидор или морковку? Дети сортируют овощи, на тарелку зайке кладут морковку, а в банку помидоры.
2 вариант: тканный мешок. Как вы думаете, какие здесь есть овощи. Детям показывают овощи. Дают потрогать. Какой помидор? Правильно, круглый. Какой помидор? Правильно, продолговатая, один конец острый. А какой овощ зайчик любит больше всего? Верно, морковку! Теперь я все овощи сложу обратно, а вы, не заглядывая в мешок, потрогаете их и найдете морковку для зайчика.
3 вариант: Зайчик совместно с детьми рассматривает выставку «угощения для зайчика» (Дети с родителями накануне готовят поделки на выставку «угощения для зайчика»). Зайчик хвалит и благодарит детей.
7. Игра с лисичкой с музыкальным сопровождением
Появляется персонаж лисичка, взрослый спрашивает, какая она (цвет, размер, дружит ли она с зайчиком). Из детей выбирается желающий быть лисой, на него одевается эмблема.
На лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – побегайки. "2 раза"
(Дети прыгают пританцовывая на ковре)
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки побегайки "2 раза".
(садятся на ковер, изображая раскопку корешка)
Вот пришла лисичка, рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки побегайки. "2 раза" (Лиса)
7. Пальчиковая игра «Зайчата»
Психолог рассказывает текст и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Это - папа-заяц.
(Дети показывают большой палец.)
Он большой и сильный.
(тянут руки вверх потом показывают силу).
У него гладкая шерстка, и длинные ушки
(гладят себя, показывают уши приложив руки к голове)
и вот такой хвост!
(Соединяют в кольцо большой и указательный палец.)
Это — мама зайка
(Показывают указательный палец.)
Она добрая и красивая.
(обнимают себя, потом гладят по лицу)
У нее гладкая шерстка,длинные ушки
(гладят себя, показывают уши приложив руки к голове)
и вот такой хвост!
(Соединяют в кольцо большой и средний палец.)
А это – зайка малышка
(Показывают мизинец.)
Она хорошая и послушная.
(гладят себя по голове и кивают).
У нее гладкая шерстка, длинные ушки
(гладят себя, показывают уши приложив руки к голове)
и вот такой хвостик!
(Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.)
Вы большие молодцы, так хорошо поиграли с зайкой. Но пришло время прощаться с ним, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам еще!». Зайчик по очереди прощается с каждым ребенком. Дети отвечают ему индивидуально. Затем хором.
А теперь давайте попрощаемся с М. А. Дети хором прощаются с психологом