Ирина Русинова
Психолого-педагогические подходы к речевому развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из центральных задач системы дошкольного образования, регламентированной запросом государства в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является овладение родным языком, овладение речью как средством общения и культуры и в целом – развитие речи, как приоритетное направление развития детей раннего возраста, взаимосвязанной с непрерывным формированием и развитием высших психических функций [22, с. 10]. Представляя собой важнейшее средство человеческого общения, познания окружающей действительности, речевое развитие в период раннего детства закладывает основы социализации, формирования и развития игровой деятельности ребенка, выстраивая индивидуальную траекторию развития. Для раскрытия темы работы, остановимся на определении ведущих терминов исследования в рамках психолого-педагогических подходов к речевому развитию детей раннего возраста.
Публикация «Психолого-педагогические подходы к речевому развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь предстает специфическим человеческим феноменом, поэтому подходы к речевому развитию представляет интерес исследователей разнообразных специальностей. В отечественной науке проблема речевого развития детей раннего возраста представлена в трудах Л. С, Выготского, А. В. Запорожца, А. Р. Лурии, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина и др.
Анализ методологической науки по теме исследования показал, что в русском языке речь характеризуется как «деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами коллектива», «вид синтаксического построения высказывания» или обобщенно – как способность говорить, непосредственное говорение [16, с. 428]. С позиции Л. В. Щерба, речь и непосредственно речевая деятельность представляет собой «совокупность актов говорения и понимания» [24, с. 7]. Анализируя труды С. Л. Рубинштейна, мы можем говорить о том, что речь – деятельность посредством языка, единство деятельности общения и содержания, обозначающего и отражающего бытие» человека [9, с. 633]. Рассматривая определение термина речь в работе Л. Д. Столяренко, мы можем говорить о том, что речь представляет собой важнейшее достижение человека, позволившее использовать общечеловеческий опыт в форме речевого общения, переплетения языка и действия, системы знаков с включенными словами, значениями и синтаксисом [20, с. 232]. Таким образом, мы можем говорить о том, что речь выступает результатом деятельностного исторического развития, основанного на преемственности опыта индивидов, так как вне речи невозможно овладение знаний и формирования сознания индивида. Развитие речи основывается на общих когнитивных закономерностях. Вместе с тем, многие ученые считают, что вне языка человеческое мышление как таковое не может существовать. На основании данного постулата можно говорить о том, что высшие психические функции возникают только на основе культурно-исторического средства – речи, таким образом речь объединяет различные разрозненные когнитивные функции с систему человеческого сознания [2, с. 162].
Речь рассматривается не только как процесс взаимодействия с социальной средой, но и как механизм мыслительной деятельности, а ведущими функциями речи становится коммуникативная, направленная на осуществление процесса взаимодействия между людьми средствами сообщения и побуждения к действию, и интеллектуальная, выступающая как средство образования и развития мысли, ее выражения, функции [14]. Выступая высшей психической функцией, организующей и связывающей иные личностные процессы, формирование и развитие речи приводит к трансформации всех качественных характеристик психики индивида.
Изучение методической литературы показало, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно психофизиологическому развитию. Рассматривая работу Т. Е. Браудо, мы можем говорить о том, что в норме человек рождается уже с очевидными предпосылками к речевому общению [4, с. 42]. В частности, автор отмечает, что значимую базу составляет врожденный слух и формирующаяся способность фиксировать взгляд на лицах значимых взрослых.
Развитие речи подчинено определенным закономерностям и осуществляется на протяжении длительного промежутка времени: от первых речевых актов до совершенного состояния, при котором родной язык используется полноценно как орудие мышления и общения с окружающей действительностью.
Основополагающим исследованием, лежащем в основе изучения онтогенеза речи, являются работы А. Н. Гвоздева, представляющие становление речи в рамках лингвистического подхода. Схема нормального развития детской речи включает в себя период предложений их аморфных слов-корней и устроение грамматической структуры предложения [4]. Анализируя схему, разработанную автором, мы можем говорить о том, что в первый год жизни ребенок овладевает однословными и двухсловными предложениями, объединяя к началу второго года жизни в одном предложении два аморфных слова. Первые формы слов, усвоение флексной системы языка и служебных частей речи осуществляется ребенком раннего возраста. Г. Л. Розенгарт-Пупко сформированы два основных этапа онтогенеза речи детей в условиях нормального развития : подготовительный этап (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи [15].
Анализируя работы А. Н. Леонтьева можно говорить о том, что автор выделяет четыре этапа становления речи: подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный, связывая их с непосредственными возрастными диапазонами психического развития ребенка и существующей возрастной периодизацией. Так, подготовительный этап от рождения до года представляет собой подготовку к овладению речи и становлением отделов речевого аппарата : дыхательного, голосового и артикуляционного, а предодшкольный этап от года до трех, характеризуется как этап становления активной речи. Рассматривая преддошкольный этап выявлено, что ребенок в данный период онтогенеза начинает охотно и много повторять за значимыми взрослыми, пополняет словарный запас, овладевает артикуляционными составляющими, на данном этапе происходит процесс перехода от обобщенно-смыслового характера слов к обобщенному, начинает формироваться грамматический строй речи [10, с. 34].
Рассматривая онтогенез речи у детей в условиях нормального речевого развития, Д. Б. Эльконин опирался на лингвистический подход речевого развития и предлагал выделять следующие этапы овладения различными сторонами родного языка от года до семи лет: период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, период усвоения грамматической структуры предложений, состоящий их трех этапов и период усвоения морфологической системы русского языка (от трех до семи лет) [11, с. 21].
Изучение классификации становления речи М. И. Лисиной, показало, что автором выделяются три этапа овладения речью у детей от рождения до школы: довербальный этап, этап возникновения речи и этап развития речевого общения. Раскроем каждый из этапов:
1) довербальный этап – на данном этапе ребенок еще не понимает речи значимых взрослых и не умеет говорить сам, но «здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем»;
2) этап возникновения речи – данный этап заключает в себе переход от полного отсутствия речи к ее пониманию. С позиции М. И. Лисиной ребенок начинает понимать простейшие высказывания ближайшего социального окружения и произносит первые активные слова;
3) этап развития речевого общения – третий и завершающий этап охватывает в себя «все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с социальным окружением» [13, с. 9].
Резюмируя данный параграф, мы можем говорить о том, что нами рассмотрено и представлено основное понятие исследовательской работы – речь в трудах представителей психолого-педагогических подходов. Изучение ведущего термина исследовательской работы показало, что речь рассматривается с различных точек зрения, но в целом представляет собой форму общения людей посредством языка и несет в себе две основные функции – коммуникативную и интеллектуальную. Изучение речи с позиции высших психических функций выявило связь и непосредственное влияние речи на такие психические процессы, как внимание, память, восприятие, мышление.
Анализируя подходы к речевому развитию детей выявлено, что формирование и развитие речи подчинено определенным закономерностям. Изучение научно-методической литературы показало, что существуют этапы речевого онтогенеза, представляющие собой периоды динамического развития детской речи в соответствии с возрастной периодизацией. Анализ различных подходов к периодизации речевого развития показали, что авторами (А. Н. Гвоздев, Г. Л. Розенгарт-Пупко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина) выделен сензитивный период развития и формирования речи – первые три года жизни ребенка, однако формирование и развитие речи у детей в условиях нормального речевого развития особо актуально в раннем возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Роль сказки в развитии культуры речи дошкольника и представления о семейных отношениях / В. В, Абраменкова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 165-168.
2. Авдулова Т. П. Современные психологические тенденции развития речи в раннем возрасте / Т. П. Авдулова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 15 декабря 2016. – М. : МАНПО, 2017. – С. 161-165.
3. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Учебное пособие / О. А. Бизикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 93 с.
4. Браудо Т. Е. Онтогенез речевого развития / Т. Е. Браудо, М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №1. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya ( дата обращения: 19.09.2020).
5. Веракса А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве /А. Н. Веркаса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №1. – С. 56-63.
6. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет / Л. Н. Галигузова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 64 с.
7. Горлова О. А. Особенности строения и развития речевой деятельности детей раннего возраста / О. А. Горлова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №9. – С. 147-150.
8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под. ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2008. – 64 с.
9. Иванова Е. В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий / Е. В. Иванова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – №3-3. – С. 633-637.
10. Китик Е. Е. Основы логопедии : учебное пособие / Е. Е. Китик. – М. : Флинта, 2019. – 196 с.
11. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития : учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 170 с.
12. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Академический проект, 2018. – 420 с.
13. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной; На-уч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1985. – 208 с.
14. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко
15. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте / Г. Л. Розенгарт-Пупко ; Акад. мед. наук СССР. Ордена Труд. красного знамени ин-т педиатрии. – М. : Изд. и тип. Изд-ва Акад. мед. наук СССР, 1948.
200 с.
16. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М. : Оникс, 2003. – 624 с.
17. Рузская А. Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2207. – 64 с.
18. Санникова Л. Н., Горностай Т. Л. Развитие речи у детей раннего возраста в семье : психолого-педагогическое сопровождение / Л. Н. Санникова, Т. Л. Горностай // Мир детства и образование. Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 110-113.
19. Система работы по развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации / авт. -сост. О. Ф. Богатая. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2020. – 86 с.
20. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 509 с.
21. Теплюк С. Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы / отв. ред. Т. В. Цветкова. – М. : Сфера, 2018. – 96 с.
23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в схемах: учебное пособие / М. В. Скопинова – М. : Проспект, 2019. – 128 с.
24. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.