Юлия Беседина
Психолого-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Жестокое обращение – это любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц их заменяющих, лиц, на которых обязанности по воспитанию ребенка возложены по закону, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка, либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья [2].
Публикация «Психолого-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям. Ребенок может долгое время сохранять происходящее с ним в тайне, потому что насильник держит его в страхе или иным способом заставляет скрывать совершаемые действия.
Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко обращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять [2].
Важно заметить желание ребенка рассказать о происходящем с ним, доверять его тревогам. Важно дать ему понять, что вы не считаете его виноватым, что вы защищаете его и не допустите повторения насилия. Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные повреждения являются следствием физического насилия. Однако не только родители-насильники склонны отрицать неслучайный характер травм.
Нередко отрицают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением правильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью.
В этой ситуации следует оценить состояние психическое и физическое здоровье пострадавшего ребенка и обратиться в соответствующие органы, которые занимаются защитой ребенка от жестокого обращения в семье.
Сегодня отсутствуют данные о распространенности этого явления, не существует отработанной системы мер, направленной на защиту членов семьи от насилия и восстановление семейных отношений.
Наиболее оптимальным вариантом решения проблемы актуальности жестокого обращения сдетьми в семье является проведение профилактических мероприятий.
Психолого-педагогическая профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации человека путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения [1].
Целью профилактики является освоение навыков ненасильственного поведения в различных аспектах жизнедеятельности [1].
К основным задачам профилактики жестокого обращения с детьми в семье относятся :
• Психолого-педагогическое просвещение родителей;
• Устранение психотравмирующей ситуации;
• Подготовка учителей к работе с ребенок, подвергшимся насилию [1].
Профилактику можно проводить в режиме тренинговой работы (поведенческий тренинг для родителей, тренинг конфликта) или с помощью уроков конфликтологии или других специальных предметов [1]
Такие тренинги рассчитаны на изменение обстановки, климата, отношений на уровне семьи, друзей и посторонних людей.
В большинстве случаев дети, пострадавшие от жестокого обращения, остаются в семье. Оставление ребенка в семье предполагает проведение с ней социальной работы только с помощью взаимосвязи нескольких способов.
Для предотвращения насилия над детьми в семье следует :
• воздействовать на причину, создающую напряженную обстановку в семье;
• оказать необходимую материальную поддержку;
• поместить ребенка в группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;
• проводить психологическую коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей;
• обучать их навыкам преодоления стресса;
• обучать родителей ненасильственным приемам воспитания и поддержания дисциплины [1];
Профилактическая функция образовательных и социально-педагогических учреждений заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей, в оказании им своевременной педагогической помощи.
Основная роль в психолого-педагогической профилактике жестокого обращения в семье принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, требуется разрабатывать организации, занимающихся решением проблем семьи и детства, разрабатывать возможные пути помощи семьи и готовить специалистов.
В. Хайтмайер разделил методы психолого-педагогической профилактической работы на три основные группы:
• Методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
• Методы, ориентированные на семейные отношения;
• Методы, ориентированные на ближайшее окружение подростка [1].
В рамках школы целесообразно внедрять как отдельные элементы профилактики, так и систему профилактики, предназначенную для всех участников образовательного процесса.
В рамках профилактической работы чрезвычайно полезны совместные дискуссии по проблеме насилия, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи.
В современную школу нужно привлекать узких специалистов для работы с кризисными ситуациями и проектирования мероприятий, способных изменить отношение к насилию, сформировать психолого-педагогическую компетентность у учителей и родителей [1]
Профилактическую работу следует начинать со взрослых, которые для детей являются основным эталоном поведения. Для этого педагогу следует выполнять определенные шаги:
1. Психолого-педагогическая помощь и образование родителей.
2. Подбор специальной литературы по воспитания детей.
3. Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.
4. Организация педагогом благоприятной социальной среды в семьях [3]
При внедрении профилактических идей и технологий нельзя игнорировать внешкольную деятельность ребенка, его контакты с другими институтами социализации, привлекать дополнительные ресурсы в лице сотрудников милиции, специалистов из комитета по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних и учреждений дополнительного образования, медицинских работников, преподавателей вузов и родителей [1]
Список использованной литературы
1. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.
2. Луховицкий В. Как защитить права детей и учителей. М. :Чистые пруды. 2008.
3. Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями. Воспитание школьников. 2003. № 1.