Надежда Прудникова
Психология развития как наука
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет психологии развития
В. С. Мухина: «Это наука, изучающая условия, движущие силы онтогенеза психики человека, развития отдельных познавательно-психических процессов, формирования качеств личности».
О. Смирнова: «Это наука, изучающая особенности психической жизни человека, закономерности психического развития от рождения до старости».
Публикация «Психология развития как наука» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Л. Ф. Обухова: «Это наука, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности во взаимосвязи с возрастом».
Сравнительный анализ
Объект психологии развития – психическое развитие человека.
Для современной психологии развития основная дифениция науки находится в стадии преобразования, традиционным считалась интерпретация психического развития КИТРВПФ (культурно-историческая теория развития высших психических функций – Л. С. Выготский).
Для современной науки актуальной стала антропологическая концепция развития В. И. Слабодчикова, который иначе формулирует данную категорию:
КИТРВПФ - процесс количественно-качественных изменений в психики человека, который приводит к появлению психических новообразований.
Антропологическая концепция- многосоставной процесс, который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления, формирования, саморазвития.
Предмет психологии развития – условия, закономерности, движущие силы психического развития человека с учетом возраста.
Основой категории предмета науки интерпретируется в ней с позиции КИТРВПФ, данный автор обосновал основное понятийное содержание психологии развития как науки, что бесспорным является и сегодня:
Условия психологии развития – совокупность, внутренних и внешних постоянно действующих факторов, которые не являются движущими силами, но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат:
Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, является его причинами, содержит в себе энергетические, побудительные источники развития и всегда направляют его «развития» в нужное русло:
Движущие силы – противоречия.
[i]Закономерности психологии развития [/i]– совокупность общих и частных законов, с помощью которых описывается психика развития человека. Опираясь на данные законы развитием можно управлять:
В современной психологии развития к данной триаде предмета науки добавляют изучение видов изменений в психике развития.
КИТРВПФ – интерпретация предмета науки:
1.
2.
Обучение развитие зона ближайшего развития
3. Закономерности
I. Традиционный подход [/b](КИТРВПФ Л. С. Выготский)
1) Закон гетерохронности (ритм развития не совпадает с ритмом времени, чем младше ребенок, тем выше динамика его развития).
Данный закон важен при проведении педагогических диагностик, т. к. определяет индивидуальные различия в усвоении материала, связанные с возрастной динамикой.
2) Закон сензитивности (чувствительности) – в развитие психики можно выделить гиперчувствительные периоды в развитию разных познавательно-психических процессов:
Данный закон является научной проблемой, т. к. до сих пор не выявлены все сензитивные периоды, влияющие на эффективность обучения.
3) Закон метаморфозы – психика ребенка отличается от психики взрослого, ребенок не маленький взрослый.
4) Закон компенсации – при недоразвитии одних психических функций другие познавательно-психические процессы это компенсируют.
II. Современный взгляд на значимость психологии развития (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова)
1) Творческий характер развития – важным в психике развития является не усвоение опыта, а порождение его.
2) Ведущая роль социокультурного контекста в психическом развитии – обучение должно быть обогащено культурными и историческими контекстами.
3) Ведущая роль сензитивных периодов развития – важен учет данных периодов в обучении.
4) Совместная деятельность и общение как движущая сила развития и средство обучения.
5) Ведущая детальность – законы ее смены важнейшее основание периодизации возрастного развития, принцип развивающего обучения.
6) Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей и возможного шага в развитии ребенка.
7) Амплификация детского развития (А. В. Запорожец) – обогощение развития в предметной среде.
В игровой среде должны быть игрушки, детские игры рассчитанные на детей старше по возрасту, чем дети в группе.
8) Непреходящая ценность всех этапов детского развития – каждый этап детства должен быть прожит полноценно (дошкольное детство – не подготовка к школе).
9) Закон взаимосвязи аффекта и интеллекта (С. Г. Якобсон) – три типа учебной мотивации основанные на данном законе: игровая; мотивация общения в условиях помощи взрослому; мотивация личностной заинтересованности.
10) Опосредованная роль знаково-символических структур – в обучении важно использование метода моделирования.
11) Закон интерио и экстериоризации – в обучении детей дошкольного возраста доминирует механизм экстериоризации (внешний внутренний).
12) Неравномерность или гетерохронность психического развития – индивидуальные различия в развитии и обучении, из-за разности времени созревания психических функций.
Цели и задачи
Цель – разработка общеевропейской концепции возрастной периодизации психического развития с однозначными возрастными границами.
Задачи:
1. Обосновывать ведущие закономерности гармоничного психического развития.
2. Разработать психические рекомендации по сопровождению личности в период возрастных кризисов.
3. Опробировать комплекс диагностических процедур по оценке возрастной нормы развития.
4. Типизировать формы психического развития.
Методология
Методология = принципы + способы
Философский уровень
Б < С (биологический фактор имеет меньшее влияние на развитие личности, чем социальный фактор)
Б = С (биологический фактор имеет такое же влияние на развитие личности, как и социальный фактор)
Б > С (биологический фактор преобладает над социальным фактором в развитии личности)
Для советского периода становление психологии развития как развития ключевое являлось Дж. Локка.
Для российской психологии характерен плюрализм мнений на соотношение Б и С в психологии развития.
Теория возрастной периодизации Д. Б. Эльконина как основа проектирования
1935 г. Л. С. Выготский впервые опубликовал статью «К проблеме возраста».
В данной статье получила решение мировая научная проблема психологии развития – поиск научного основания к классификации теорий возрастной периодизации.
Автором обоснованы три группы теорий.
I. Вошли теории, основанные на одном внешнем критерии не связанном с психологией развития. В данную группу входят все зарубежные психологические теории. Например:
1. Теория Рене Заззо
Критерии психологии развития – этапы и специфика обучения.
2. Теория и периодизация П. П. Блонский
Критерии – период дентеции (смены зубов). Критерии взрослости это появление зуба мудрости.
II. Один внутренний критерий тесно связанный с психологией развития. В данную группу входят все зарубежные теории возникшие в середине XX в.
1. [b]Психоаналитическая теория возрастной периодизации З. Фрейда[/b]
Критерий – движение энергии Либидо по эрогенным зонам.
2. Когнитивная теория возраста Ж. Пиаже
Критерий – созревание мыслительных операций в формате словесно-логического мышления (синтез, обобщение, сравнение, классификация, конкретизация, анализ, абстрагирование).
3. Теория морального развития Леон КолбергКритерии – специфика становления морального сознания.
III. Критериев несколько, они внешне внутренние тесно связаны с психологией развития. Данный автор (Л. С. Выготский) полагает, что теории отнесенные к 3-й группе наиболее полно раскрывают специфики психологии развития. К данной группе относятся все отечественные теории. Наиболее актуальной в практике образовательной деятельности РФ оказалась теория Д. Б. Эльконина. Например, Д. Б. Эльконин в психологической характеристике возраста задает четыре базовых критерия.
1. [b]Социальная ситуация развития [/b]– совокупность внешних условий определяющих внутренние процессы развития, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответственного возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
2. Ведающая деятельность – деятельность развития который приводит к освоению общественных функций и соответствующих норм поведения.
В психологии развития применительно к категории ведущей деятельности определяются качественные ее признаки:
3. Психические новообразования – совокупность психических явлений, которые позволяют реализовывать ведущую деятельность.
4. Возрастной кризис – это переломная точка на кривой возрастной развития. В психологии развития выделены признаки возрастного кризиса:
Границы определяющие начало и конец кризиса от смежных периодов крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания.
Трудновоспитуемость в трудный период. Наблюдается строптивость, падение успеваемости, работоспособности, возрастает количество конфликтов с окружающими.
Негативный характер развития. В возрастном кризисе совершается скорее разрушительная, чем созидательная работа. Однако одновременно с отмиранием старого наблюдаются и конструктивные процессы развития – появление психических новообразований.