Оксана Махота
Психологическое влияние художественных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
При выборе материалов необходимо не только учитывать их физические свойства, но и ориентироваться на цели занятия.
Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы (например, карандаши, мелки и фломастеры) позволяют «усилить» контроль, в то время как другие (пастель, краска и глина) способствуют более свободному выражению.
Публикация «Психологическое влияние художественных материалов» размещена в разделах
Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. Таким же образом, при индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
Многие не уверены в своих художественных способностях, и поэтому создание коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным детям присоединиться к работе.
Работа с «выразительными» материалами может не только помочь выразить широкий спектр чувств, но и стать психокоррекционной для многих детей.
«Пальчиковые краски». Краски для рисования пальцами и клейстерные краски особенно хорошо подходят для борьбы с последствиями слишком строгого приучения к чистоте. Возможность свободно пачкаться позволяет регрессировать и удовлетворить свои скрытые фантазии без страха и чувства вины.
Во время рисования пальцами (это относится и к работе с глиной) происходит прямой контакт с материалом, нет ничего опосредующего — ни карандаша, ни кисточки. Краску смешивают прямо пальцами, от нее остаются следы на коже,
поэтому она больше других материалов позволяет эмоциям, настроениям и образам бессознательного перетекать через руки прямо в материал и отображаться с минимальным участием контроля и критики.
Если к краскам добавить клейстер, то он дает элемент скольжения, который поддерживает эмоциональный поток. Покрыть бумагу слоем клейстера можно еще до начала рисования, тогда картина будет непрерывно изменяться, что соответствует протеканию психических процессов. Так становится возможной простая мазня, и одновременно — художественный образ, поскольку клейстер надолго препятствует смешиванию красок в одну серо-коричневую массу.
Акварель и пастель также подходят для выражения текучести и динамичности душевных процессов. Разнообразием цветовой гаммы и пластичностью они позволяют изображать оттенки, полярности и амбивалентности конфликта. Их можно наносить по-разному: они могут быть яркими или тусклыми, четкими или размытыми, тяжелыми, грубыми или тонкими, нюансированными.
Возможные вариации цвета и формы соответствуют эмоциональному богатству внутреннего мира и динамической силе бессознательного. Тот, кто опасается этого, будет очень осторожно пользоваться красками или вообще откажется от них.
Восковые мелки. У восковых мелков очень интенсивный цвет. Своим цветовым богатством они также позволяют разнообразить процесс самовыражения. Они существенно тверже, чем все вышеперечисленные материалы, и таким образом открывают только часть возможностей психической самореализации. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем детям, кто пугается текучей, непредсказуемой стороны бессознательного. Часть защиты берется непосредственно из материала, процесс изображения не так сильно возбуждает страх. Поэтому восковые мелки хороши там, где творческий процесс ограничивается или приостанавливается страхом.
Фломастеры допускают во время рисования сильный контроль. Ими можно провести линии с более четкими контурами и границами. Соответственно, они могут способствовать созданию определенной структуры, порядка и четких границ. Кроме того, использование фломастеров указывает на то, что ребенок опасается более глубокого выражения собственных переживаний и ощущений.
Простой карандаш является ахроматичным, не содержащим цветного пигмента. Если ребенок, несмотря на предложенные цветные материалы, часто выбирает простой карандаш, то это, возможно, означает, что нечто препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места зачастую указывают на проблематичные области.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами. Это особенно важно при рисовании красками. Ребенок должен располагать пространством, по крайней мере, формата А2.
Для групповых рисунков большого формата чаще всего используется оберточная или обойная бумага.