светлана маркова
Психологическое сопровождение при адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение при
Каждая семья, имеющая малыша, знает, что наступит время, когда их ребёнок пойдет в детский сад. Все родители по-разному готовятся к этому важному событию. Одни изучают информацию по Интернету, другие читают специальную литературу, третьи черпают знания из бесед со знакомыми, у которых дети уже посещают детский сад. Родителей беспокоит, как их ребенок адаптируется к детскому саду.
Публикация «Психологическое сопровождение при адаптации к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
"Адаптация" в переводе с латинского – приспособление. Возможности приспосабливаться у ребёнка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно. Педагоги также находятся в ситуации адаптации : к новым детям, родителям. Поэтому всем участникам необходима помощь психолога.
Коллектив детского сада осознаёт важность этого периода и уделяет проблеме особое внимание. В ДОУ осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период адаптации детей. Тесное взаимодействие всех специалистов позволяет качественно осуществлять этот процесс. Положительно влияет на течение процесса адаптации вопрос его организации.
Важно сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо организовать здоровьесберегающее пространство в адаптационный период. Создать благоприятный психологический климат и комфортные условия для всех участников в адаптационный период. Повысить психологическую компетентность педагогов и родителей. Организовать щадящий режима адаптации для детей, педагогов и родителей.
На начальном этапе проводится консультация для педагогов по теме «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ».
Огромная работа ведется с семьей. За месяц до открытия группы проходит общее собрание «Адаптация – это серьёзно» для родителей будущих воспитанников, на котором большое внимание уделяется вопросу подготовки ребёнка к поступлению в детский сад и процессу адаптации. Родителей знакомят с условиями и организацией жизни детей в ДОУ, дают понять, что детский сад всегда открыт для них, что здесь работают люди, готовые разделить с семьей заботу о ребёнке.
Адаптация для ребёнка – это стресс. Чтобы привыкание прошло безболезненно, переход ребёнка из семьи в детский сад должен быть плавным. Психолог объясняет родителям, что необходимо дать малышу возможность привыкать к детскому саду постепенно, начиная в первые дни оставлять ребёнка не более чем на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания. Групповой график адаптации составлен так, чтобы каждому ребёнку, пришедшему первый раз в детский сад, можно было уделить внимание.
Психолог знакомит родителей с режимом дня в детском саду и предлагает соблюдать его дома. Маленькие дети очень тяжело переживают смену обстановки, а когда она ещё связана со сменой режимных моментов - тем более. Если ребёнок привыкнет просыпаться, есть, играть и гулять в те часы, когда ему предстоит это делать в детском саду, он будет увереннее чувствовать себя в новой обстановке.
Умение и желание ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками, причём, не только с близкими, но и с малознакомыми очень важно в адаптационный период. Ребёнку будет легче адаптироваться, если он научится знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.
Психологом разработаны буклеты для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Ребёнок идет в детский сад», «Как снять эмоциональное напряжение у детей в адаптационный период» и др. Буклеты содержат информацию о подготовке ребёнка к детскому саду, об организации адаптационного периода.
Педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету с целью изучения социально-психологического статуса семьи, индивидуальных особенностей ребёнка и прогноза адаптации. Важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям. Беседует с родителями по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, дает рекомендации, отвечает на вопросы.
Главное для малышей – безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. В группе созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно среди многих - как дома, где он единственный.
Воспитателями совместно с психологом организован уголок психологического комфорта, где ребёнок может уединиться и отдохнуть. Мягкое покрытие, подушки и мягкие игрушки оказывают приятное расслабляющее действия, что способствуют развитию психических процессов, органов чувств, личностных особенностей. Позволяет быстрее устанавливать эмоционально положительный контакт с окружающим миром. Репродукции с изображением природы, создают эмоциональный комфорт и положительно влияют на психическое здоровье ребёнка.
Отвлечь и успокоить детей после ухода родителей позволяет спокойная музыка. Песенки из любимых мультфильмов, записи со звуками природы поднимают настроение, что очень важно при адаптации ребенка к условиям ДОУ. Дети любят слушать музыку, расположившись на мягких подушках или на диванчике. Они с удовольствием рассматривают фотографии в альбомах книги с яркими иллюстрациями.
В группе ребёнка встречает Кузя – мягкая игрушка, которую очень любят дети, она помогает малышу познакомиться с группой и освоиться. Кузя – хозяин группы, каждое утро приветствует детей и является главным героем в играх и на занятиях.
В приёмной оформлен информационный центр для родителей, где все специалисты ДОУ помещают консультационный материал касающийся адаптационного периода. В том числе консультация психолога : «Адаптация - это серьезно» с рубриками: «Готов ли ребенок к детскому саду», «Как подготовиться к важному событию», «Воспитание общительности», «О режиме», «Привыкать к новому легче постепенно», «Первые дни в детском саду», «Техника расставания».
Первые дни – самые трудные. Ребёнок впервые переступил порог детского сада. Его встречают доброжелательные педагоги, которые уделяют внимание каждому ребенку, осуществляется индивидуальный подход. Прием вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями, чтобы каждому можно было уделить внимание. Первые дни малыш находится в детском саду 1-2 часа, ему необходимо познакомиться с воспитателем. Он должен понять, что воспитатель – совсем как мама. Число часов, проводимых ребенком в группе, постепенно увеличивается, в зависимости от его эмоционального состояния. Таким образом, требуется 3 – 4 недели, чтобы малыш по мере нормализации показателей поведения мог проводить в дошкольном учреждении полный день.
В сентябре родители приходят в детский сад уточняют день и время, когда они приведут ребёнка. Воспитатель знакомится с родителями, выясняет особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания спать, узнает имя малыша, которым его называют в семье, его любимые игрушки и занятия, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. Приглашает родителей в группу и знакомит с групповыми помещениями. Показывает шкафчик, где будет раздеваться ребенок, кроватку, в которой он будет спать.
Согласно индивидуальному графику адаптации ребёнок приходит в детский сад на один час вместе с мамой, знакомится с воспитателем и группой. Воспитатель устанавливает контакт с ребенком, показывает ему игрунки, играет с ним. По окончанию встречи приглашает на следующий день в детский сад, говорит, что игрушки будут его ждать.
В адаптационный период педагоги проводят с детьми игры, основная задача которых наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, пытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду, в игровой форме выразить каждому ребенку доброжелательное отношение.
Инициатором игры всегда выступает взрослый, и главное, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Педагог вместе с детьми собирает цветы, прячет детей от дождя под зонтиком, кормит их кашей, дарит всем подарки, называя каждого по имени.
В адаптационный период воспитатели ежедневно знакомят родителей с успехами и неудачами ребенка, сообщают о его самочувствии, дают рекомендации, обговаривают время пребывания ребенка в детском саду на следующий день. Если у родителей есть вопросы, они могут получить консультацию у педагога-психолога.
В период адаптации за ребёнком наблюдают воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты ДОУ. Результаты фиксируются в «Карте наблюдения за ребенком в период адаптации». В «Карте» оценивается эмоциональное состояние ребенка, его поведение в момент расставания и встречи с родными, аппетит, сон, отношение к предметному миру и игрушкам, речевая и двигательная активность, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Выстраивается сравнительный график адаптации, определяется степень адаптации, подводятся итоги.
Только тесное взаимодействие детского сада и семьи даст положительные результаты в деле воспитания, образования и развития ребенка. Из этого следует необходимость приобщать родителей к жизни детского сада.
Использование эффективных форм взаимодействия в работе семьи и ДОУ, информированность родителей и включенность их в дела детского сада позволят повысить интерес и активность родителей к жизни детского сада в воспитании образовании и развитии ребенка.
В заключение проводится анкетирование родителей «Удовлетворенность организацией адаптационного периода» с целью изучения плюсов и минусов. Дальнейшая работа планируется с учетом пожеланий и замечаний родителей.
Сравнительный анализ последних лет показал, что такая организация адаптационного периода, щадящий режим, тесное взаимодействие специалистов ДОУ и семьи позволяет эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации.
В результате психологического сопровождения участников образовательного процесса повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах организации и прохождения адаптационного периода. Получили знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
Выводы
Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.
Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К началу раннего возраста ребёнок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остаётся связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учёт их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия ДОУ и семьи; консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста.