Виктория Бондаренко
Психологическое консультирование тревожного поведения ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое консультирование тревожного поведения ребенка дошкольного возраста
Возраст ребенка : дошкольный, младший школьный возраст.
Консультационные вопросы :
1. Сколько лет Вашему ребенку?
2. Полная или неполная семья?
3. Какие взаимоотношения у Вас с сыном?
4. Знаете ли Вы, какие взаимоотношения складываются у ребенка в школе с учителями и классом?
Публикация «Психологическое консультирование тревожного поведения ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
5. Когда чаще всего ребенок выглядит встревоженным?
6. В каких случаях особенно заметно его напряженное поведение, состояние?
7. Какие методы, способы воспитания (наказания) Вы применяете по отношению к ребенку?
8. Чем любит заниматься Ваш сын?
9. Занимаетесь ли вы вместе общими занятиями, есть общий досуг?
10. Как Вы организовываете эту деятельность?
11. В каких случаях появляется состояние агрессии у Вашего ребенка?
12. Когда ребенок может отказываться от выполнения какого-либо задания?
Вопросы учителю:
1. Какие взаимоотношения складываются у мальчика в классе?
2. Какие задания ребенок выполняет с трудом, а какие с интересом?
3. Может ли отказаться от выполнения задания? Если да, то, в каких случаях?
4. Кажется ли зажатым при ответе на задания?
5. Как ведется себя на занятии, а как на перемене?
6. Выполняет ли определенные задания быстро или медленно?
Гипотезы возможных трудностей:
1. Неадекватная реакция на замечания взрослого (вспыльчивость).
2. Высокий уровень тревожности.
3. Низкая сосредоточенность на деятельности (рассеяность).
4. Трудность в межличностном общении.
5. Низкий уровень самооценки (неуверенность в себе).
6. Повышенная мышечная напряженность.
Диагностический материал:
1. Наблюдение;
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста);
3. Проективная методика рисуночный тест «Нарисуй свои страхи» (выявление уровня и насыщенности того или иного страха и тревожности);
4. Детский тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена (оценивает внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми).
Проведение исследования по данным методикам позволит определить уровень и выраженность тревожности у данного ребенка. Полученные данные могут сказать о верности и наличии предполагаемых гипотез проблемы.
В данном случае гипотезы предполагаемых проблем подтвердились, ребенок, действительно, имеет высокий уровень тревожности, испытывает трудности в межличностном общении, подтверждается наличие низкой самооценки, что говорит о необходимости оказания психологической коррекции тревожного поведения с данным клиентом.
Основные рекомендации и эффективные мероприятия по разрешению тревожного поведения для ребенка дошкольного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Рекомендации родителям
1.
• Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе.
• Снять обязанности с ребенка, которые приводят к конфликту.
• Терпеливо ожидать выполнения просьб.
• Отменить постоянный контроль и отслеживание ребенка.
2.
• Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.
• Ровно и спокойно реагировать на действия и поступки ребенка.
• Внимательно выслушивать ребенка.
• Отменить чрезмерный контроль за поведением ребенка.
3.
• Терпеливо объяснять задания и совместно сотрудничать с ребенком.
• Не переключаться резко с одного вида на другой.
• Плавно переходить от одного вида деятельности к другому.
• Избегайте соревновательных моментов в играх.
• Организовывать деятельность, в которой виден конечный результат.
4.
• Предоставлять возможность ребенку заниматься творческой деятельностью дома (конструктор, рисование, пластилин т. д.)
• Не вступать при ребенке в конфликты и споры.
• Не пугать ребенка различными художественными и вымышленными образами.
5.
• Снять отслеживающий контроль над ребенком.
• Предоставить свободу выражения поведения, НО при этом разъяснять суть и смысл поступков.
• Предоставить ребенку деятельность, соответствующую его возможностям.
• Чаще хвалить ребенка.
• Чаще подбадривать.
6.
• Чаще ласкать ребенка.
• Отказаться от грубых форм наказания и перейти к рассудительному стилю общения.
• Необходимо специально обучить ребенка контролировать свои жесты, голос, научить улыбаться для снятия напряжения;
• Показывать ребенку специальное дыхание в ситуации тревоги (вдох вдвое длиннее, чем выход, задержка дыхания). Коррекционные мероприятия с ребенком
1. Индивидуальные упражнения.
Цель:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Игра "Комплименты"
Игра "Я дарю тебе»
Игра «Гусеница»
Беседа «О чувствах и переживаниях», «Смелый Человек»
Рисуночная терапия «Нарисуй свои страхи»
Кукло-терапия «Меняемся ролями»
Подвижные игры («Казаки-разбойники», «Танцующие руки», «Слепой танец»)
"Подарок под елкой", "Дудочка" (релаксация мимики).
Игры с телесным контактом (релаксация, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела)
2. Групповые упражнения.
Цель: повышения самооценки детей и снижения тревожности в коллективе.
Игра «Похвалилки»
Беседа «О заботе и доброжелательном отношении друг к другу»
Игра «За что меня любит мама»
Беседа «О внимательном отношении к окружающим»
Игра «Подари карточку»
Беседа на тему «Какие положительные качества мы знаем»
Оформление стенда «Звезда недели» Коррекционные мероприятия с родителями
1. Индивидуальные упражнения («психолог-родитель»)
- Беседа с родителем (-ями) с целью создания установки на коррекцию у ребенка уровня тревожности
- Лекция на тему: «Обучение родителей «Я-сообщениям, ты-сообщениям»
- Лекция на тему: «Обучение родителей техники эффективной похвалы»
- Беседа на тему «Поощрение и наказание»
- Лекция на тему: «Обучение предъявлению требований»
2. Совместные упражнения («родитель-ребенок»)
- Игры и упражнения, направленные на релаксацию («Комплименты», «Волшебный клубок»)
- Игра «Семейный праздник»
-Игра «Спасибо-Пожалуйста»
- Игра «Все наоборот»
- Игра «Слепой и проводник»
- Рисуночная терапия «Наши страхи»
- Игра «Семейная скульптура»
- Игры «Дышим вместе»
- Игры «Веселые танцоры»
- Телесная терапия
(«Обнимашки», Твоя рука- моя рука», Общий портрет»)
- Беседы (дискуссии) на тему: «Чему мы научились?»