Ирина Метёлкина
Психологический тренинг «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.
Задачи: 1. Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы.
2. Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность.
3. Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Публикация «Психологический тренинг „Я — педагог“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Участники психологического тренинга : воспитатели и специалисты ДОУ.
Материал и оборудование:
• магнитофон, записи лёгкой, спокойной музыки;
• скрепки, булавки – в достаточном количестве;
• средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки) ;
• сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек;
• лепестки «ромашки» для игры «Личность педагога»;
• карточки к упражнению «Объявление» (репетитор, гувернёр, консультация, центр-развития, обучение) ;
• тест «Опытный воспитатель» по количеству участников;
• бланки «Обратная связь» (на каждого участника).
Ход занятия
Когда-то очень давно, а у некоторых это было недавно, мы с вами (такие разные) выбрали одну и ту же профессию: воспитатель детского сада. Кто-то пришёл в детский сад обдумано, кто-то попал по воле судьбы. Но коль мы с вами сегодня здесь, хочется верить, что выбранная профессия была дана нам свыше. Люди посторонние здесь долго не задерживаются, ищут работу получше (и это их право). И в детском саду остаются самые преданные этой профессии люди: профессионалы с большой буквы. Так кто же такой воспитатель?
Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.
Правила работы в группе:
- Говори о том, что происходит в коллективе здесь и сейчас. Всё что ты видишь, слышишь, думаешь или чувствуешь, заслуживает внимания.
-Доверительный стиль общения. Называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего.
- Искренность в общении. Говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников.
- Не избегай риска. Пытаясь проникнуть в незнаемое, всегда рискуешь. Если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного и освоенного. Конечно, каждый сам решает, рисковать ему или нет, знай, что без риска любой поиск превратиться в открытие и повторение того, ты уже знаешь и умеешь.
- Определение сильных сторон личности.
-Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.
1. Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки). Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться. Прикрепите его к одежде (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде).
2. Приветствие «Смысл моего имени»
Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать о нём или историю его происхождения.
3. Игра «Поменяйтесь местами…» Вед: Для того, чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
Меняются местами, например, те кто:
-работает всю жизнь в одном учреждении;
-любит свою работу;
-любит яблоки;
-работает педагогом более 10 лет;
-имеет высшее образование;
- любит читать книги;
- имеет хобби;
-мечтал быть педагогом с детства.
Таким образом, участники «перетасовываются».
4. Упражнение «Личность педагога»
Вед: Я предлагаю разделиться на три группы. Подгруппам предлагается сделать или нарисовать любой цветок и на его лепестках составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему мнению, неотъемлемой характеристикой педагога.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. И самое главное - воспитатель должен любить детей. Без доброты, терпения, оптимизма у воспитателя ничего не получится. Он должен обладать абсолютно здоровой психикой. Потому что даже к самому трудному ребенку нужно найти свой подход, ключик.
5. Упражнение «Объявление»
Вед: В течение 5-7 минут каждая подгруппа должна составить объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Коллеги других групп могут задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.
6. Упражнение “Суперскрепка”
Цель: решить проблемы творческим подходом.
Группе даётся лист бумаги. Её задача записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.
7. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы ДОУ.
Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая функция. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.
8. Упражнение «Волна расслабления»
Под музыку.
Вед: Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.
9. Игра «Подарок»
Вед: А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например: «Наталья, я хочу подарить вам…», а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.
10. Видео – интервью воспитанников «Мой воспитатель»
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, добрым должен быть!
Любить людей, любить ученье
Свою профессию любить!
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, щедрым должен быть,
Всего себя без сожаленья
Он должен детям подарить.
11. Анкетирование «Обратная связь»
Вед: Завершением нашего занятия является заполнение анкеты «Обратная связь»
Анкета «Обратная связь»
1. Тренинговое имя участника.
2. Дата занятия.
3. Степень включённости 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Что мешало тебе быть включённым в занятие?
5. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.
6. Что тебе не понравилось на занятии? Почему?
7. Твои мысли после этого занятия о себе, о группе
8. Твои замечания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.).
Спасибо за искренность ваших ответов!
Анкета «Обратная связь»
1. Дата занятия ___ 2. Степень включённости 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Что мешало тебе быть включённым в занятие? ___
___
5. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться. ___
___
6. Что не понравилось на занятии? Почему? ___
___
7. Твои мысли после этого занятия о себе, о группе___
___
8. Замечания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.)___
___
Спасибо за искренность ваших ответов!
Анкета «Обратная связь»
1. Дата занятия ___ 2. Степень включённости 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Что мешало тебе быть включённым в занятие? ___
___
5. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться. ___
___
6. Что не понравилось на занятии? Почему? ___
___
7. Твои мысли после этого занятия о себе, о группе___
___
8. Замечания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.)___
___
Спасибо за искренность ваших ответов!
Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения