Юлия Возмилова
Психологический тренинг для воспитателей «Умеем ли мы общаться?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Осознание воспитателями своей индивидуальности. Помощь воспитателям в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения воспитателей к себе. Развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
анализировать свое поведение в разных ситуациях.
научиться эффективным способам общения, а именно: - устанавливать контакт с другими людьми;
умение эффективно предавать информацию;
Оборудование: мультимедийная установка, магнитная доска, маркер, ручки, карточки с заданиями, воздушные шарики, мишени.
Публикация «Психологический тренинг для воспитателей „Умеем ли мы общаться?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ход занятия:
Вступительное слово.
Добрый день, дорогие воспитатели! Как всем вам известно, наша работа требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения. И эффективность такого взаимодействия будет зависеть от личностных качеств воспитателя, его умения найти подход, гибко реагировать на ситуации в общении.
Сегодня мы с вами в игровой форме рассмотрим различные ситуации и различные формы взаимодействия в этих ситуациях. Вы будете выполнять задания. Посмотрим, кто проявит максимум гибкости и чувства юмора. Надеюсь, вы получите массу удовольствия от выполнения заданий!
Задание 1 .
Знакомство.
Ведущий: «А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, и то, c какой игрушкой он себя ассоциирует», говоря так «Меня зовут …. И я похожа …»
Задание 2. «Никто из вас не знает, что я.»
Ведущий: Каждый из участников по очереди заканчивает фразу: «Никто из вас не знает, что я.» Сообщение должно содержать в себе информацию, которую действительно никто в группе не знает, например: «…что я в 16 лет получила автомобильные права!»
Завершение упражнения:
- Какие сообщения были для вас наибольшим сюрпризом
- Трудно ли было сказать то, что, возможно, вы тщательно скрывали?
Задание 3.
Игра-активатор “Друг к дружке”.
Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
- Правая рука к правой руке
- Левая рука к левой руке!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ладошка к ладошке!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Большой палец руки к большому пальцу руки!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Рефлексия чувств.
После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.
Задание 4.«Ассоциации».
Работа с образами. «Общение – это…». Выяснение смыслового понимание слова участниками группы. Варианты фиксируются ведущим на доске.
Ведущий: Так как наша встреча сегодня посвящена теме общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.
Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал. Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим, и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
Задание 5.
Давайте поговорим о пессимистах и оптимистах. Оптимисты всегда жизнерадостны, у них как будто нет проблем, к ним тянутся люди. Это очень важное умение видеть во всем не только минусы, но и суметь разглядеть плюсы. Для воспитателя это умение также очень важно. Даже в самых запущенных случаях найти положительное и дать надежду, тем, кто уже отчаялся.
Убеди меня!
Ведущий: Вообразите, что вас с собеседником разделяет окно с таким толстым стеклом, что даже кричать бесполезно. Поэтому Вам нужно без слов и любых других звуков передать содержание своей информации. Чем выразительнее и полнее передается эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать ее содержание.
Варианты карточек: «Я выхожу замуж!», «Моя кошка родила троих милых котят», «Когда же ты пригласишь меня в гости?», «Твоя собака укусила меня за ногу», «Я выиграла в лотерею!».
Задание 6. «Кто быстрее?»
Группа выполняет задания быстро и четко.
Ведущий: Постройте, используя всех игроков команды.
квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк.
Задание 7. «Шарики в воздухе»
Ведущий: Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по несколько надутых шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут, не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров.
Задание 8. «Подарок»
Все участники садятся по кругу.
Ведущий: «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча». Когда все получат подарки (круг замкнется, ведущий обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, ведущий обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения.
Таким образом, значимость коммуникативно-речевых умений воспитателя в работе с родителями и детьми сложно переоценить. Они включают в себя: умение конструировать предстоящее общение; умение сотрудничать, вступать в деловой контакт; умение управлять инициативой в общении; умение всегда владеть собой в любой ситуации; умение всегда управлять своими эмоциями, умение быть деликатным в общении с людьми, умение владеть своим настроением, умение правильно воспринимать и учитывать критику, умение быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией; и др. В этом мы сегодня еще раз убедились на нашем практикуме. И в заключении предлагаю Вашему вниманию посмотреть видеоролик.
Обратная связь «Мишень»
А сейчас я попрошу Вас, поставьте метки на мишени на той цифре, на сколько, оцениваете наше занятие. Оцените содержательность, доступность, полезность, убедительность педагога - психолога.
Содержательность тренинга Доступность материала
Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!
Литература
Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. Г. Б. Монина, Е. К. Лютова- Робертс. 2007.
Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М. А. Аралова. 2005.
Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. Т. Б. Веселова. 2012.