Людмила Гратволь
Психологический тренинг для педагогов ДОО «Оранжевое настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность тренинга : 1 - 1.20 час
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи:
1. Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками.
2. Анализ проявления признаков «выгорания», выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
3. Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».
4. Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
Публикация «Психологический тренинг для педагогов ДОО „Оранжевое настроение“» размещена в разделах
- День оранжевого цвета, рыжая неделя
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Оборудование: оранжевые листы бумаги, оранжевые ручки, апельсины, апельсиновый сок, рецепты вкусных блюд, аудиозапись спокойной музыки.
1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада, что мы смогли встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, и даже поиграть, Вы спросите, а почему наш тренинг называется «Оранжевое настроение»? А какие ваши будут предположения?
Оранжевый – это цвет энтузиазма…Активный, энергичный, теплый. Именно так я воспринимаю этот цвет – цвет апельсиновой кожуры. Яркое пятно праздника в серых буднях. Хороший тренинг – это энергичный тренинг.
По структуре апельсин напоминает тренинговую группу. В целом этот фрукт – теснота и совокупность его долек. Каждая по своему хороша и вкусна, но только все вместе это апельсин.
Говорят, что оранжевый цвет на кухне возбуждает аппетит. Но мы с вами не на кухне, но и без аппетита, без желания тренинг – не тренинг, а одно мучение. Так что приступим к работе и приятного Вам аппетита!
2. Веселая игра-знакомство, которая поможет создать легкую атмосферу, способствует развитию ассоциативного мышления и положительных эмоций. Каждый из участников по очереди называет свое имя и представляет себя группе с помощью трех слов – триады:
- первое слово – комплимент себе любимому (прилагательное)
- второе – блюдо (желательно его любимое)
- третье – название цветка.
Правила игры, что все три слова должны начинаться с той же буквы, что и имя участника. И к тому же нельзя повторяться.
Например: «Людмила. Ласковая-Лагман-Лютик».
3. Беседа. Проведение диагностической процедуры: Экспресс-оценка профессионального «выгорания».
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций:
Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
- непредвиденные конфликты между детьми, их капризы и упрямства, нарушение дисциплины;
- профессиональное общение с коллегами и руководством также иногда бывает связано с конфликтами;
- не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу воспитания детей, их поведения.
Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс.
Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.
Давайте определим, какие симптомы характерны для профессионального «выгорания», прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки профессионального «выгорания» (Приложение №1).
Если вы положительно ответили на два и более вопроса это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье.
Существуют способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, восстановить силы. Для этого проделаем следующие упражнения:
4. Упражнение «Апельсин».
Сейчас мы с вами будем учиться управлять состоянием мышечного расслабления и напряжения:
«Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит апельсин. Начинайте медленно сжимать его до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь, запомните ощущения. Теперь представьте себе, что апельсин находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя».
5. Медитация «Путешествие»
Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.
«Закройте глаза…Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле, пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу. Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите…Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох…и выдох. Возьмите с собой, все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
6. Упражнение "Удовольствие"
Раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Эти любимые виды деятельности и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
7. Упражнение «Рецепт хорошего дня»
Для этого упражнения потребуются рецепты приготовления вкусных блюд. Можно подготовить карточки с рецептами. Рецепты должны быть аппетитными и включать не меньше 7—8 ингредиентов.
Участники разбиваются на подгруппы по 3— 4 человека, каждой из подгрупп методом жеребьевки достается один из рецептов.
Задача участников — сохранив структуру рецепта и соотношение объемов/массы ингредиентов, составить рецепт хорошего дня (сохранять в рецептуре вид обработки ингредиентов необязательно).
Рецепт должен быть итогом коллективного творчества и устраивать всех членов подгруппы.
В состав рецепта может входить все что угодно. В качестве примера такой рецепт: «Берем 10 интересных педагогов, 1 кг. обязательности, 2 кг. опыта, и т. д. обильно сдабриваем все это любознательностью, добавляем щепотку духа противоречия.»
На подготовку рецепта подгруппам дается 5 минут; после того как все рецепты будут сформулированы, они зачитываются всем участникам.
Выбираем лучший рецепт и «кушаем» его каждый день.
8. Обратная связь. Рефлексия тренинга «Соковыжималка».
Итак, подведем итог нашего занятия, сегодня вы убедились, что не следует считать “выгорание” чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы. Если степень “выгорания” высока, наряду с приемами “самопомощи” целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.
Предлагаю выбрать для себя то, что осталось у вас после тренинга :
• Апельсиновый сок – прилив энергии, укрепление духовных и эмоциональных сил.
• Апельсин - еще требуется повторить, вернуться к тем или иным упражнениям.
• Кожура от апельсинов – не понравилось, что-то раздражало и мешало расслабиться.
Давайте посмотрим, кто что выбрал и обсудим, что понравилось в тренинге, что не понравилось. Пожалуйста, внесите ваши предложения!
• Что вы получили от тренинга?
• Оправдались ли ваши ожидания?
• Какое у вас настроение после тренинга?
• Какие «вкусные» моменты вас порадовали?
И напоследок, хотелось бы дать вам несколько рекомендации, как снять нервное напряжение (Приложение 2).
Приложение 1.
Диагностика профессионального выгорания.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон», хочется уединиться от всех и всего.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с детьми, родителями, коллегами.
5. Я чувствую угнетенность и апатию.
6. Я уверена, что моя работа нужна людям.
7. В последнее время я стал более «черствой» по отношению к тем, с кем работаю.
8. У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление.
9. Моя работа все больше меня разочаровывает.
10. Мне кажется, что я слишком много работаю.
11. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
12. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в группе, в коллективе.
13. Во время работы я чувствую приятное оживление.
14. Благодаря своей работе я уже сделала в жизни много действительно ценного.
15. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
16. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
Приложение 2.
Рекомендации для педагогов ДОУ
«Как снять нервное напряжение»
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ, и, проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Психологи советуют чаще смеяться, тем самым «заряжаться» положительными эмоциями, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, ведь смех действительно продлевает жизнь! К тому же, он делает ее удивительно легкой и приятной. Поэтому, если вы хотите добиться успеха во всех начинаниях и радоваться каждому прожитому дню, просто улыбайтесь и жизнь улыбнется вам!
Список использованной литературы:
1. Авидон Н. Гончукова О. «100 разминок, которые украсят ваш тренинг».
2. «Апельсиновый тренинг» под ред. М. Кипнис.