Субботина Екатерина
Психологический статус обучающихся в группе сверстников, имеющих особые образовательные потребности
▼ Скачать + Заказать документы
Субботина Екатерина Владимировна
студент, факультет психологии, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Панфилов Алексей Николаевич
канд. пед. наук, доц., факультет психологии, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
Публикация «Психологический статус обучающихся в группе сверстников, имеющих особые образовательные потребности» размещена в разделах
Психологическое благополучие школьника зависит от того, как будет проходить школьная жизнь ребенка, от его взаимоотношений со сверстниками, от социометрического статуса, от школьной успеваемости. В данном случае психологи употребляют понятие, принадлежащее психологу М. Р. Битяновой, психолого-педагогический статус. Психологопедагогический статус школьника – это система его психологических характеристик и особенности поведения, которые обуславливают успешность обучения [1]. Сюда входят эмоционально-волевые, познавательные, мотивационные характеристики, особенности отношения к себе, к сверстникам, к ведущей деятельности, особенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях.
При нормальном психическом развитии социально-психологическое развитие детей, их адаптация к школьной жизни проходит благоприятно, что нельзя сказать о детях, имеющие особые образовательные потребности. В настоящее время образование детей, имеющие особые образовательные потребности - одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством детей данной группы. Дети, имеющие особые образовательные потребности имеют трудности адаптации, социализации, у них наблюдается когнитивная, эмоционально-волевая и познавательная недостаточность. Поэтому основной задачей школьного психолога является своевременная диагностика психологического статуса детей данной категории для оказания в дальнейшем им психологической помощи и коррекции их психологического неблагополучия. Этим обусловлена актуальность исследования.
Объект исследования – младшие школьники, имеющие особые образовательные потребности.
Предмет исследования - психологический статус младших школьников, имеющие особые образовательные потребности.
Цель исследования – определить психологический статус младших школьников, имеющих особые образовательные потребности. Задачи исследования:
«Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определить особенности психологического статуса младших школьников, имеющие особые образовательные потребности.
2. Выявить психологический статус младших школьников, имеющие особые образовательные потребности.
3. Провести сравнительный анализ психологического статуса младших школьников, имеющих особые образовательные потребности и не имеющих психофизических нарушений.
4. Обобщить результаты эмпирического исследования.
Гипотеза исследования – предполагается, что дети, имеющие особые образовательные потребности, по сравнению с детьми, не имеющих психофизических нарушений, имеют некоторые психологические особенности, влияющие на успешность обучения, а именно низкий социометрический статус, низкую самооценку, низкую мотивацию учения, отрицательное отношение к учению и школе, высокую школьную тревожность.
Методологической основой исследования стали
• концептуальные основы психологопедагогического статуса школьника (М. Р. Битянова,
Е. В. Зволейко) [1];
• труды, отражающие психологические особенности детей, имеющие особые образовательные потребности (Т. А. Власова [2], Л. С. Выготский [3], В. А. Лапшин [7], В. В. Лебединский [8], В. И. Лубовский [9]);
• теоретические основы, отражающие возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста (Л. С. Выготский [4], П. Я.
Гальперин [5], В. В. Давыдов [6], Д. Б. Эльконин [10]
Методики исследования: 1. Методика на измерение самооценки по Дембо-Рубинштейн,
2. Социометрия, 3. Анкета для определения школьной мотивации учащихся Н. Г. Лускановой, 4. Проективная методика для диагностики школьной тревожности, разработанная А. М. Прихожан, 5. Опросник С. В. Левченко «Чувства к школе».
База и выборка исследования. Исследование проходило на базе ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании принимали участие учащиеся 3-х классов в количестве 50 человек (23 мальчика и 27 девочек). Из них 25 младших школьников с ЗПР и 25 младших школьников с нормальным психофизическим развитием.
Проведя эмпирическое исследование выявлено, что параметры психологического статуса у младших школьников с ОВЗ и нормально развивающихся школьников имеют некоторые различия :
1. У младших школьников с особыми образовательными потребностями наблюдается неустойчивая и не совсем адекватная самооценка. Младшие школьники без патологий в психофизическом развитии оценивают свои личностные характеристики адекватно. Младшие школьники с ЗПР в отличие от нормально развивающихся детей высоко оценивают свой характер, тогда как вторые оценивают его адекватно. Дети без патологий в психофизическом развитии более адекватно оценивают свой ум и свои способности, тогда как дети с ЗПР оценивают эти показатели ниже. Младшие школьники с ЗПР в отличие от нормально развивающихся детей высоко оценивают свою внешность, тогда как вторые оценивают ее более адекватно. Дети без патологий в психофизическом развитии более адекватно оценивают свою уверенность, тогда как дети с ЗПР оценивают уверенность ниже.
2. Социологическая структура младших школьников с особыми образовательными потребностями оказалась недостаточно благополучной. Большинство учащихся имеют статус «пренебрегаемые».
Много детей получили статус «отверженные» и
Список литературы:
мало «звезд». Социологическая структура младших школьников без патологий в психофизическом развитии оказалась благополучной. Большинство учащихся имеют статус «предпочитаемые». Почти треть детей имеют статус «звезда», мало отверженных и пренебрегаемых. У младших школьников с ЗПР в большей степени выражен статус «пренебрегаемые», чем для младших школьников без патологий в развитии, для которых в большей степени свойственен статус «предпочитаемые».
3. У большинства детей с ЗПР и без патологий наблюдается средняя учебная мотивация. У младших школьников с ЗПР выявлены два ученика с негативной мотивацией, лишь немногие испытуемые имеют хорошую или высокую мотивацию учения. У младших школьников с ЗПР преобладают негативные чувства к школе, у младших школьников без патологий в развитии положительные чувства превалируют над отрицательными эмоциями.
4. У большинства детей с ЗПР и у школьников без патологий в психофизическом развитии наблюдается средний уровень школьной тревожности. У младших школьников с ЗПР в большей степени выражена школьная тревожность, чем у детей без патологий в развитии.
5. Для обеспечения полноценного образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо создать специальные условия с учетом их психофизических особенностей.
1. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе /М. Р. Битянова, Ж. В. Азарова, Е. И. Афанасьева. – М. : Генезис, 2011. – 352 с.
2. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др. ] – М. : Педагогика, 2004. – 119 с.
3. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982.
4. Выготский, Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский. – М: Эксмо, 2014. – 396 с.
5. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Академия, 2015.
– 45 с.
6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Проспект, 2010. – 544 с.
7. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин. – М. : Юрайт, 2011. – 143 с.
8. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. – М. : Педагогика, 2004. – 306 с.
9. Специальная психология. Учеб. пособие / Под ред. В. И. Лубовского. – М. : Академия, 2015. – 464 с.
10. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания/Д. Б. Эльконин / Под ред. К. Н. Слипанова. – М. : Академия, 2014. – 268 с.