Петрова Ирина
Психологический аспект преемственности дошкольного и начального общего образования
Психологический аспект преемственности дошкольного, начального общего образования.
ФГОС направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Преемственность – это последовательная передача от чего-либо, от одного к другому.
Публикация «Психологический аспект преемственности дошкольного и начального общего образования» размещена в разделах
Обеспечение непрерывности дошкольного и начального общего образования – одна из самых активных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.
Основная цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.
Задачи по обеспечению преемственности общие для ДОУ и начальной школы :
• Создание единого образовательного пространства
• Применение здоровьесберегающих технологий
• Координация и совместная разработка содержания и воспитания детей
• Использование преемственности форм, методов, технологий ДОУ и начальной школы
Процесс осуществления преемственности :
• Формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе
• Адаптация детей к условиям обучения в школе
Психологическая готовность к школе :
• Интеллектуальная
- ориентировка ребенка в окружающем пространстве
- запас знаний, усвоенных в детском саду
- желание узнавать новое, любознательность
- развитие образных представлений
• Мотивационная
- любит книги
- любознателен
- задает много вопросов
• Волевая
- умение сдерживать и контролировать поведение
- умение сознательно подчинять свои действия правилу
- умение ориентироваться на заданную систему требований
- умение внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания
• Коммуникативная
- умение строить свои взаимоотношения с другими людьми
- общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения
- доброжелательность и отсутствие агрессивности
• Физическая готовность
- физическое развитие
- развитие анализаторных систем
- готовность организма ребенка к учебным нагрузкам
Психологический аспект преемственности :
• Адаптация переходных периодов
• Снятие психологических трудностей
• Совершенствование форм организации образовательного процесса и методов обучения в детском саду и школе
• Поощрение инициативности учащихся и активности школьников
Целевые ориентиры выступают основанием для преемственности дошкольного и начального школьного образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Исходя из вышеизложенного, опираясь на нормативные документы, для включения детей в общественную жизнь, решая задачи создания единого образовательного пространства, организовано постоянное взаимодействие с социальными партнерами, расположенные в микрорайоне дошкольного образовательно пространства. Был составлен примерный план сотрудничества с МАОУ СОШ с УИП № 122:
1. Организация родительского собрания с участием учителя начальных классов.
2. Взаимодействие с агитбригадами школы.
3. Подготовка к знакомству с творчеством театральной студии «Апельсин» : чтение художественных произведений, на основе которых идет постановка спектаклей, просмотр мультфильмов, сказок, обсуждение прочитанного.
4. Знакомство с творчеством театральной студии «Апельсин».
5. Выставка рисунков.
6. Приглашение учителя географии в детский сад.
7. «Маленькие открытия в настоящей школе» - урок географии в школе.
Реализация плана:
- мы пригласили на родительское собрание учителя начальной школы, где она озвучила задачи по обеспечению преемственности для ДОУ и начальной школы, выразила заинтересованность в создании условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу. Учительница ответила на интересующие родителей вопросы по поводу готовности детей к школе.
- большинство выпускников нашего Детского сада – ученики МАОУ СОШ с УИП № 122. Мы поддерживаем теплые дружеские взаимоотношения. Ребята приходят в составе различных агитбригад («Патриоты России», «ЮИД», пожарная безопасность). Такое сотрудничество является взаимовыгодным: и старшие, и младшие еще раз повторяют правила безопасности, знакомятся с чем-то новым, вспоминают известное, вместе размышляют над тем, как избежать и предотвратить опасность, делятся опытом.
- первое знакомство со школой у будущих ее учеников состоялось, благодаря участникам театральной студии «Апельсин», были показаны такие постановки, как: «12 месяцев», «Василий Теркин». Через некоторое время детям подготовительной группы вновь посчастливилось стать зрителями замечательной постановки театральной студии «Апельсин» - «Золушка». Маленькие актеры, как всегда, поразили публику своим артистизмом, уверенной игрой. Отрадно, что на сцене мы увидели своих недавних выпускников. Было ощущение, как будто, мы действительно побывали на настоящем балу. Девочки в нарядных платьях исполнили небольшую танцевальную композицию, запомнились зрителям легкостью, изяществом исполнения. Интерес к действию, происходящему на сцене, поддерживался яркими костюмами, эффектным музыкальным сопровождением, декорациями, своевременно меняющимися трудолюбивыми гномами. Образы главных героев представлены выразительно, второстепенные персонажи интересны и узнаваемы.
- к просмотру театральных постановок мы готовимся заранее, читаем литературные произведения, смотрим мультфильмы, сказки, обсуждаем прочитанное.
- после встречи с театральной студией делимся впечатлениями, полученными эмоциями, делаем зарисовки, устраиваем выставки рисунков. С нетерпением ждем следующих встреч.
- в детском саду в рамках работы над проектом «Наш дом – Уральские горы» был проведена встреча со знающим человеком - с учительницей по географии. Дети узнали, как появляются горы: в результате столкновения плит, из-за извержения вулканов. Им показали настоящий опыт – извержение вулканов. Ребятам ответили на вопрос: «Почему гора называется Волчиха?». Они увидели на снимке из космоса первые на Земле, самые старые Уральские горы, самую высокую на Урале гору Народная.
- «Маленькие открытия в настоящей школе» - урок географии в школе. Это было большим событием для будущих первоклассников. Воспитанники подготовительной группы познакомились с коллекцией камней «Ископаемые Урала», узнали для чего они нужны, как их используют (одни в строительстве, из них делают машины, самолеты, поезда, пистолеты, патроны. Из других изготавливают украшения, браслеты, колечки, бусы. Углем топят печки, мелом рисуют.).
Выпускники до начала учебного года знакомятся со зданием школы, правилами, учатся общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения, проявляя доброжелательность и отсутствие агрессивности. Тренируют умение сдерживать и контролировать поведение, умение сознательно подчинять свои действия правилу, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, пробуют готовность организма к учебным нагрузкам. Дети становятся любознательными, задают много вопросов.
Таким образом, в результате плодотворного сотрудничества происходит формирование психологической готовности к новой социальной позиции школьника. С нашей стороны, я считаю, мы создали благоприятные условия для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу, по крайней мере, психологическую готовность.
За счет снятия психологических трудностей, адаптации переходных периодов, совершенствования форм организации образовательного процесса и методов обучения в детском саду и школе, поощрения инициативности учащихся и активности школьников, нам удается учитывать психологический аспект преемственности.
Я уверена, процесс осуществления преемственности будет складываться успешнее, если формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе, адаптация детей к условиям обучения в школе будет происходить совместно, благодаря активному социальному партнерству.