Анна Шилова
Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность изучения данной темы обуславливается тем, что в современной практике психолого-педагогической деятельности наблюдаются существенные изменения, проявляющиеся в том, что содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для учащихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В этой связи одной из актуальных проблем психолого-педагогической науки выступает необходимость поиска путей по качественному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями (ООП) с целью обеспечения доступности получения образования данными детьми с учетом использования индивидуального подхода к каждому ребенку.
Публикация «Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
2. Изучение понятия и сущности особых образовательных потребностей в правовых стандартах и психолого-педагогической литературе показало, что основными правовыми актами в данной сфере являются федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», определяющий в п. 27 ст. 2 понятие инклюзивного образования, под которым законодатель понимает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
3. Важными образовательными стандартами в области ООП являются ФГОС НОО от 06.10.2009 N 37, регламентирующий коррекционную работу с детьми с ООП, а так же ФГОС ОУО от 19.12.2014 N 1599 выделяющий категории детей с умственной отсталостью и особенности психолого-педагогической работы с ними.
4. Изучив взгляды различных авторов на понятие ООП, позволило сделать вывод о т том, что под особыми образовательными потребностями детей понимается комплекс потребностей, возникающих в связи с особенным психофизическим развитием, включающим в себя ограничение возможностей освоения образовательных и общеобразовательных программ, а так же ограничением формирования и развития навыков жизненной компетенции личности (социального адаптирования).
5. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 N 1599, можно выделить три основные категории особых образовательных потребностей которые являются общими для всех обучающихся с интеллектуальным нарушением развития, ООП, которые характерны для обучающихся, имеющих легкую степень умственной отсталости (интеллектуального нарушения, а так же ООП, которые характерны для обучающихся, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость (интеллектуальное нарушение, тяжелые и множественные нарушения развития.
В работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью важную роль играют психологические установки. При этом, использование тех или иных психологических установок зависит от этапа работы с ребёнком (диагностический этап, коррекционно-развивающий этап или др., от патологии, сложности дефекта, уровня психофизического и речевого развития, характера и типа темперамента и других факторов. Но в целом можно выделить комплекс установок, свойственных практически всем видам ООП: поощрение и стимулирование двигательной активности, самостоятельности, наличия собственной жизненной позиции, похвала ребенка за достижения и др.
6. Исследование основных психологических установок в работе с детьми с особыми образовательными потребностями выявило, что в зависимости от того какой подход к обучению детей с ООП применяется (дифференцированный, интегрированный или инклюзивный) выбираются и соответствующие психологические установки.
7. Под установками в данном случае следует понимать комплекс приемов, способов и методов работы по психолого-педагогическому и воспитательному сопровождению детей в образовательном процессе (использование игровых технологий и инноваций, закрепление навыков через многократное повторение, использование заданий с опорой на образцы, использование усиленной наглядности в разных ее формах и многое другое).
8. Моё исследование было проведено на базе нашей школы.
В исследовании принимали участие дети категории «тяжелая умственная отсталость» в составе 4 чел. в возрасте 8-11 лет.
В своем исследовании я хотела выявить, какие психологические установки реализуются в реальном процессе обучения и воспитания детей с тяжелой умственной отсталостью в нашей школе.
В рамках исследования 2017-2018 уч. гг. была проведена оценка развития детей с тяжелой умственной отсталостью по четырем направлениям с использованием четырех соответствующих методик:
1. Оценка уровня развития умственных процессов (А. Бине - Т. Симона).
2. Оценка уровня восприятия формы (диагностика «Доски Сегена»).
3. Оценка уровня развития психических процессов, а именно памяти, внимания, мышления и восприятия (диагностика по Костючик Т. С.).
4. Оценка уровня эмоционально-волевой сферы.
17 – 18. Проведенная диагностика позволила выявить наиболее значимые установки в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью, способные улучшить результаты психолого-педагогического воздействия. Среди них:
1. Установка на последовательность и глубину подачи программного материала.
2. Установка на особое отношение к детям, находящимся в группах риска по различным видам дезадаптации.
3. Установка на овладение способами оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин (психологических, клинических и педагогических) его проблем с целью создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи и др.
В итоге оказалось, что внедрение позитивных установок повлияло на качество развития детей с тяжелой умственной отсталостью.
Спасибо за внимание!