Получи документы

Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Анна Шилова
Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность изучения данной темы обуславливается тем, что в современной практике психолого-педагогической деятельности наблюдаются существенные изменения, проявляющиеся в том, что содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для учащихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В этой связи одной из актуальных проблем психолого-педагогической науки выступает необходимость поиска путей по качественному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями (ООП) с целью обеспечения доступности получения образования данными детьми с учетом использования индивидуального подхода к каждому ребенку.

Публикация «Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

2. Изучение понятия и сущности особых образовательных потребностей в правовых стандартах и психолого-педагогической литературе показало, что основными правовыми актами в данной сфере являются федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», определяющий в п. 27 ст. 2 понятие инклюзивного образования, под которым законодатель понимает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

3. Важными образовательными стандартами в области ООП являются ФГОС НОО от 06.10.2009 N 37, регламентирующий коррекционную работу с детьми с ООП, а так же ФГОС ОУО от 19.12.2014 N 1599 выделяющий категории детей с умственной отсталостью и особенности психолого-педагогической работы с ними.

4. Изучив взгляды различных авторов на понятие ООП, позволило сделать вывод о т том, что под особыми образовательными потребностями детей понимается комплекс потребностей, возникающих в связи с особенным психофизическим развитием, включающим в себя ограничение возможностей освоения образовательных и общеобразовательных программ, а так же ограничением формирования и развития навыков жизненной компетенции личности (социального адаптирования).

5. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 N 1599, можно выделить три основные категории особых образовательных потребностей которые являются общими для всех обучающихся с интеллектуальным нарушением развития, ООП, которые характерны для обучающихся, имеющих легкую степень умственной отсталости (интеллектуального нарушения, а так же ООП, которые характерны для обучающихся, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость (интеллектуальное нарушение, тяжелые и множественные нарушения развития.

В работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью важную роль играют психологические установки. При этом, использование тех или иных психологических установок зависит от этапа работы с ребёнком (диагностический этап, коррекционно-развивающий этап или др., от патологии, сложности дефекта, уровня психофизического и речевого развития, характера и типа темперамента и других факторов. Но в целом можно выделить комплекс установок, свойственных практически всем видам ООП: поощрение и стимулирование двигательной активности, самостоятельности, наличия собственной жизненной позиции, похвала ребенка за достижения и др.

6. Исследование основных психологических установок в работе с детьми с особыми образовательными потребностями выявило, что в зависимости от того какой подход к обучению детей с ООП применяется (дифференцированный, интегрированный или инклюзивный) выбираются и соответствующие психологические установки.

7. Под установками в данном случае следует понимать комплекс приемов, способов и методов работы по психолого-педагогическому и воспитательному сопровождению детей в образовательном процессе (использование игровых технологий и инноваций, закрепление навыков через многократное повторение, использование заданий с опорой на образцы, использование усиленной наглядности в разных ее формах и многое другое).

8. Моё исследование было проведено на базе нашей школы.

В исследовании принимали участие дети категории «тяжелая умственная отсталость» в составе 4 чел. в возрасте 8-11 лет.

В своем исследовании я хотела выявить, какие психологические установки реализуются в реальном процессе обучения и воспитания детей с тяжелой умственной отсталостью в нашей школе.

В рамках исследования 2017-2018 уч. гг. была проведена оценка развития детей с тяжелой умственной отсталостью по четырем направлениям с использованием четырех соответствующих методик:

1. Оценка уровня развития умственных процессов (А. Бине - Т. Симона).

2. Оценка уровня восприятия формы (диагностика «Доски Сегена»).

3. Оценка уровня развития психических процессов, а именно памяти, внимания, мышления и восприятия (диагностика по Костючик Т. С.).

4. Оценка уровня эмоционально-волевой сферы.

17 – 18. Проведенная диагностика позволила выявить наиболее значимые установки в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью, способные улучшить результаты психолого-педагогического воздействия. Среди них:

1. Установка на последовательность и глубину подачи программного материала.

2. Установка на особое отношение к детям, находящимся в группах риска по различным видам дезадаптации.

3. Установка на овладение способами оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин (психологических, клинических и педагогических) его проблем с целью создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи и др.

В итоге оказалось, что внедрение позитивных установок повлияло на качество развития детей с тяжелой умственной отсталостью.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Поэтический сюрприз». Развитие у детей стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора. Создание установки на стихотворчество Цель: создание установки на стихотворчество (сочинение стихов методом буриме); развитие стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Тренинг «Психологические игры и упражнения с дошкольниками «В краю хорошего настроения» Тренинг:Психологические игры и упражнения с дошкольниками. «В краю хорошего настроения»Детский сад – это настоящее мини-сообщество, где.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 1 мая 2020 в 15:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД