Людмила Потоцкая
Психологические методики для выявления познавательного интереса и внутренней мотивации учащихся к обучению
▼ Скачать + Заказать документы
В данной работе представлена авторская разработка по диагностики для выявлению познавательного интереса и внутренней мотивации учащихся начальных классов Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.
Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Публикация «Психологические методики для выявления познавательного интереса и внутренней мотивации учащихся к обучению» размещена в разделах
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
Портфолио служит для сбора информации о продвижении знаний, умений и навыков обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
РАЗДЕЛ 1-й «МОЙ МИР» ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РЕБЁНКА
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе, о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.
"Мой характер" – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ ЦЕЛИ» ИЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ
ПОРТРЕТ УЧАЩЕГОСЯ
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой (входной) психолого-педагогической диагностики. Данный раздел портфолио входят образовательные планы или цели на год, нравственные установки и психолого-педагогическая характеристика ребёнка с использованием тестов. В данном разделе должен быть отражён психолого педагогический портрет ребёнка.
Этот раздел включает в себя:
«Что я люблю делать больше всего!» - это проективная психолого-педагогическая методика, в которой ребёнок отражает своё отношение к тому, что ему больше всего нравится делать.
«Что я люблю больше всего?» - уточняющая диагностическая методика : время года, любимое животное, лучший друг, любимая книга, телепередача, песенка, игра, цвет, игрушка, блюдо, время года и суток, запах и т. д.
«Я думаю, что могу… я знаю, что могу….» - психологическая диагностическая методика для определения деятельности, целей и направлений для изменения себя в лучшую сторону. Целью данной методики является – узнать, чему хочет научиться ребёнок, выявить его истинные потребности и мотивы в учебной, трудовой и творческой деятельности. Ребёнок должен осознать, что он должен сделать для достижения своих целей.
«Мишень моих целей» - целью данной методики является уточнение учебных, оздоровительно-физических, спортивных, трудовых и творческих целей или задач, над которыми ребёнок должен работать в течение учебного года. В конце каждого года подводиться итог, что было достигнуто и над чем следует работать дальше.
«Мои друзья» - целью данной психолого-педагогической методики является узнать, кто является другом ребёнка и сформировать правильное отношение к дружбе, основанное на морально-этических человеческих ценностях.
«Как достигнуть поставленной цели?» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для формирования у учащегося достигательной мотивации поставленной цели. В ходе работы, учащийся должен осознать какими психологическими качествами он должен обладь для достижения поставленной цели.
«Внутренняя саморефлексия» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для самоанализа и саморефлексии своего внутреннего мира и отношения к жизни.
«Черты моего характера» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для самоанализа и саморефлексии хороших и отрицательных черт характера учащегося.
«Мои заветные черты и желания» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для выявления внутренних стремлений и желаний ребёнка, самоанализа своего внутреннего мира и отношения к жизни.
«Моё здоровье» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для осознания учащегося своего отношения к здоровью и формирование у него здорового образа жизни.
«Это Я» психолого-педагогическая методика, предназначенная для осознания и выявления эмоционального состояния ребёнка, определения его черт характера.
«Домики» - проективный тест для выявления личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
«Моя школьная жизнь» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для разработки схемы режима дня, организации рабочего места и выработки правил успешной работы для выполнения домашнего задания.
«Мои успехи в школе» - методика, предназначенная для осознания учеником, что нового он узнал в школе по разным предметам, что нового он запомнил и какие знания помогли ему в жизни.
«Моя школьная мотивация» -
«Моя семья»- психолого-педагогическая методика для определения семейных ценностей и ценностей. Данная методика направлена на формирование дружеских отношений в семье, создание семейных ценностей и морально этических норм поведения в семейных отношениях.
В данный раздел можно включать диагностический срез по предметам, который мной представлен в Приложении для оформления портфолио учащегося