Валентина Сидоренко
Психологические игры с учетом НРК
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические игры с учетом НРК
Разработаны педагогом-психологом МКДОУ №3 Сидоренко В. И. на основе традиционных психологических игр и авторских методик.
Диагностические упражнения
«Бабочка и тюльпан» (упражнение по типу «Цвет моего настроения»).
Цель: определение эмоционального состояния ребенка, выявление настроения по цветовому выбору, расположению бабочки на листе бумаги.
Публикация «Психологические игры с учетом НРК» размещена в разделах
На зелёном листе бумаги (формат А-3,4) изображены тюльпаны разного цвета на разном уровне (в нижней, верхней части листа, посередине). Ребёнку предлагается поселить бабочку на тюльпан того цвета, который соответствует его настроению.
(Бабочка белого цвета).
Ключ к цветовой диагностике настроения:
Белый - самообладание
Серый - тревожность, замкнутость
Черный - конфликтность, протест, негативизм
Красный - активность, динамичность
Розовый - радость
Оранжевый - благополучие, веселье
Коричневый -зависимость, асоциальность
Желтый — оптимизм, бодрость
Зеленый - внутренняя сила, спокойствие
Голубой - расслабленность, печаль
Синий - спокойствие, отсутствие напряженности
Фиолетовый —депрессивно-меланхоличное состояние, неуравновешенность
«Посади тюльпан»
Цель: определение эмоционального состояния ребенка, выявление настроения с помощью цвета.
На листе бумаги нарисован цветочный горшок нейтрального пастельного цвета (молочный, кофейный). Ребёнку предлагается на выбор тюльпаны для посадки. Цвета тюльпанов — белый, серый, черный, красный, розовый, оранжевый, коричневый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Инструкция: Посади в горшочек тот тюльпан, цвет которого больше всего соответствует твоему настроению.
Ключ к цветовой диагностике настроения как в упражнении «Бабочка и тюльпаны».
«Тюльпаны» (на основе методики «Паровозик»)
Цель: определение степени позитивного и негативного состояния ребёнка.
Стимульный материал: 8 разноцветных тюльпанов (красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, коричневого, серого, чёрного цветов, картина степи.
Инструкция: перед ребёнком в беспорядочном порядке раскладываются тюльпаны. Ребёнку предлагается посадить тюльпаны, сначала тюльпан самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся и так далее. Необходимо фиксировать последовательность цветового выбора.
Интерпретация как в методике «Паровозик» (методика прилагается)
Коммуникативные игры
«Жизнь в степи»
Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение выражаться невербальным способом.
Дети и психолог рассаживаются на коврике по кругу.
-Представьте себе, что вы — степные сказочные животные (спрашивает у детей, кто каким животным будет). Все звери говорят на разных языках. Но им нужно как-то общаться. Произошло какое-то радостное событие в степи, они хотят выразить свои чувства, поблагодарить друг друга, не проронив при этом ни слова.
«Приветствие» (по типу «Запрещённое движение»)
Цель: развитие внимания, сплочение группы через тактильные ощущения.
Стимульный материал: сигналы в форме тюльпанов красного, жёлтого, зелёного цвета.
Ведущий показывает тюльпан-сигнал, необходимо выполнить соответствующие ему движения:
зелёный тюльпан – все обнимаются,
жёлтый тюльпан – здороваются за руки,
красный тюльпан – застывают в той позе, в которой их застал сигнал.
Упражнение для снятия излишней двигательной активности
«Танец степного ветра и ковыля»
Цель: снятие излишней двигательной активности. Выбирается ведущий - «ветер», остальные участники - ковыли.
Ведущий - «ветер» под спокойную музыку «дирижирует» ковылями. Тихий ветер, медленная музыка, ковыли плавно колышутся, музыка быстрее, ветер сильнее, движения ковылей быстрее.
Упражнение для снятия эмоционального напряжения
«Танцующий степной букет»
Цель: снятие эмоционального напряжения с помощью музыки и танца
Участникам предлагается найти ассоциацию себя со степным цветком (тюльпаном, ромашкой, васильком и т. д.) Затем формируются группы из одинаковых ассоциаций, им предлагается изобразить танец-импровизацию данных цветов под соответствующую музыку (можно использовать как классическую музыку так и народные калмыцкие и русские мелодии).
Релаксационное упражнение
«Спящий суслик»
Цель: расслабление, снятие напряжения
Участники ложатся на коврик. Звучит мелодия с дождём.
- Наступила глубокая осень. Похолодало. Стало сыро и неуютно. Дождливо. Суслик отправляется в свою норку и укладывается спать (предлагается лечь удобнее, закрыть глаза)
В норке тепло и уютно. Глазки закрываются. Суслик засыпает. У суслика мерно поднимается и опускается животик. Он дышит спокойно. Ему хорошо. Он даже улыбается во сне. Ему снится тёплое солнышко, зелёная травка (звучит колыбельная).
Звучит мелодия пробуждение весны.
Наступила весна. Теплое солнышко смогло пробиться даже в норку к суслику. Суслик просыпается. Вылезает из норки (показать движения, улыбается, протягивает руки к солнышку и произносит: «Менд, нарн!», «Здравствуй, солнышко!»