Приложение МААМ

Психологические аспекты формирования функциональной грамотности у дошкольников

Алена Вячеславовна Коноплева
Психологические аспекты формирования функциональной грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», — писал А. А. Леонтьев.

Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

Публикация «Психологические аспекты формирования функциональной грамотности у дошкольников» размещена в разделах

• возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) образовательные и жизненные задачи;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и развитию.

Дошкольное образование выступает как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО:

– формирование математической грамотности у детей дошкольного возраста;

– формирование речевой активности дошкольников;

– формирование познавательных навыков;

– формирование социально-коммуникативной грамотности.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

– добывать знания;

– применять знания и умения;

– оценивать знания и умения;

– осуществлять саморазвитие.

Эффективными формами и методами работы по коррекции и развитию, профилактике нарушений психологического здоровья детей, являются интерактивные игры.

Игры и упражнения для формирования функциональной грамотности дошкольников.

Игры для формирования математической грамотности.

Игра: «Веселая геометрия»

Цели: - знакомить с геометрическими фигурами;

- закреплять знания о геометрических фигурах и их признаках;

- развивать образное и логическое мышление.

Для этой игры сделаны из яркой бумаги геометрические фигуры, изучаемые в рамках программы. Дети имеют возможность взять фигуру в руки, посчитать количество сторон, углов.

Варианты заданий.

Фигуры выкладываются на столе. Дети выходят по очереди и находят фигуру в зависимости от задания учителя.

- найди круг или найди фигуру, у которой ноль углов;

- найди фигуру, у которой 3 угла;

- найди фигуру, у которой 4 стороны и все стороны одинаковые/равны.

Игра: «Кто самый внимательный?»

Цели: - закрепить знание чисел и обозначение их цифрами;

- развивать зрительную память и логическое мышление.

Для игры необходимы карточки с цифрами от 0 - 9 для каждого ребенка, и ряд чисел, представленный ниже.

Ходигры.

Педагог предлагает детям рассмотреть ряд чисел и вспомнить с чем у них ассоциируется каждая цифра. Например: 2 – два уха у зайца; 3 – три угла у треугольника; 0 – овал; 5 – пять пальцев на руке и т. д.

Затем педагог предлагает детям запомнить этот числовой ряд и восстановить его по памяти у себя на парте. Числовой ряд убирается.

Когда дети выполнят задание, педагог показывает числовой ряд для проверки и исправления ошибок.

Игра: «Что изменилось?»

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета.

Материалом служат геометрические фигуры двух величин, пяти форм, четырех цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

Игровые задания:

1. У меня большой красный квадрат, рядом ставлю маленький красный треугольник. Что изменилось? (Размер и форма) сколько признаков изменилось?

2. Поставь фигуры так, чтобы изменился один признак.

3. Поставь фигуры так чтобы изменилось два признака.

4. Поставь фигуры так чтобы изменилось три признака.

Игры для формирования читательской грамотности.

Игра: «Цепочка»

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра: «Насос»

Воспитатель предлагает сделать круг - мяч. «Вот какой у нас мяч, но он сдулся –«ш-ш-ш» (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим насосом –«с-с-с» (дети отходят назад, ими-тируют надувание мяча насосом, произносят –«с-с-с»). Мы так сильно накачали, что он лопнул –«ш-ш-ш» (дети произносят звук «ш», сбегаются в середину круга). Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом –«сь-сь-сь» (дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук [с’], делают круг).

Игра: «Зоопарк»

Воспитатель: «Это - зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия)». Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в «зоопарк».

Игры для формирования естественно – научных представлений

Игра: «Чей это хвост?»

Задача игры (замысел): проанализировать изображения диких животных, нарисовать рисунки диких животных.

Игровые правила: быть внимательным.

Содержание (ход игры):Воспитатель показывает сороку, которая прилетела с вестью к детям и читает текст.

- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).

Игра: «Что изменилось?»

Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность, умения замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие на картинках, объяснять связно, что изменилось.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям, говорит: - Игра вам знакома, но в этой игре надо быть особенно внимательным, изменения будут очень незаметные, вы все постарайтесь их все заметить и назвать. Первого ведущего выберем считалкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому бросили мяч. Поэтому будьте готовы быстро и правильно отвечать. Выбранный ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с картинками и запомнить их. Затем, закрыв ширмой стол изменяет что – то, затем убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на картинки и бросает мяч кому-нибудь. Тот ловит и отвечает. Если ответ правильный, он становится водящим.

Игра: «Собери картинку»

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о

солнечной системе, о временах года; воспитывать интерес к окружающему их миру, любовь к природе.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением времени года или солнечной системы и др., объясняя правила игры, педагог напоминает, как из отдельных частей сложить целую картинку.

- Но сейчас у нас еще одно правило: сложить картинку быстро. Начнете складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу, - уточняет правила игры воспитатель. Раздав картинки по числу игроков, воспитатель говорит, «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру.

Публикации по теме:

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические аспекты формирования функциональной грамотности у дошкольников
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 09:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические аспекты формирования функциональной грамотности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алена Вячеславовна Коноплева (УИ 1162662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД