Фания Дресвянкина
«Все о кризисе 3 лет». Психологическая студия для родителей «Ступеньки общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями кризиса 3 лет и его основными причинами.
2. Помочь в подборе адекватных способов взаимодействия с ребенком.
3. Способствовать позитивному взаимодействию в различных ситуациях.
Литература:
1. Ковалева И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М., 2007г.
2. Макарычева Н. В. Проблемы раннего детства. М., 2005г.
3. Образцова Л. Когда сдают нервы. СПтб, 2006г.
Публикация «„Все о кризисе 3 лет“, Психологическая студия для родителей „Ступеньки общения“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
4. Резепина Е. А. О детских капризах и упрямстве // Психолог в детском саду. № 1, 2005г.
Содержание:
1. Приветствие.
2. Мини-лекция «Трудный возраст».
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Дискуссия «Что делать, если ребенок капризничает»
5. Тест для родителей (1, стр57)
6. Памятка для родителей «Правила поведения взрослых в период протекания кризиса 3 лет».
7. Анкета «Обратная связь»
МИНИ - ЛЕКЦИЯ «ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ»
Сегодня наш разговор об упрямстве и капризах малышей, которые довольно часто омрачают жизнь родителей. Постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.
Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».
Выявление представлений родителей о кризисе 3 лет :
- Знакомо ли вам понятие «кризис 3 лет» и что вы подразумеваете под этим понятием?
- Какого рода трудности вы испытываете в общении с ребенком данного возраста?
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…
Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Основные кризисные симптомы поведения ребенка:
1. Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки требованиям и просьбам взрослого, часто и в ущерб собственным интересам.
2. Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал (я хочу). Капризность – это вторая сторона одного и того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает (я не хочу).
3. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало, что умеет (я сам).
4. Строптивость - постоянное недовольство всем, что предлагают взрослые. Ребенок как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. «Бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребенка. Против прежнего образа жизни» (Л. С. Выготский)
Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.
Дискуссия «Почему ребенок капризничает?»
Причины капризов и упрямства:
1. Ребенок заболел (или устал).
Ребенок не может об этом сказать, потому, что сам не понимает, что с ним происходит. Снижается аппетит, малыш легко возбуждается, плачет без причины.
2. Малыш хочет привлечь к себе внимание.
Призыв к общению. Многие родители жалуются. Что им не хватает времени для общения. Важно не сколько времени вы потратите на общение с ребенком, а как вы его проведете.
3. Реакция на родительский запрет.
Малышу трудно понять что «можно», что «нельзя». Взрослые должны помочь ему разобраться в этом.
4. Протест против чрезмерной опеки и демонстрация желания быть самостоятельным.
5. Никакой причины. Это просто выражение конфликта ребенка с самим собой.
«Ребенок недисциплинирован и зол, потому что страдает» Я. Корчак
Капризы и упрямство в этом возрасте – язык ребенка, его способ сообщить о своих потребностях.
Если дети по достижении четырех лет все еще продолжают часто упрямится и капризничать, то есть опасность фиксации данных форм поведения как удобных способов манипулирования родителями.
Педагог Е. А. Аркин говорил:
«Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, за уважение к нему даже и тогда. Когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные и нужные в жизни цели».
Чтобы вырастить и воспитать ребенка, родителям часто приходиться жертвовать личными делами, работой, финансами. Но надо различать, какие жертвы необходимы, а какие вредны.
Чтобы малыш не превратился в «маленького деспота», следует учесть, что любовь должна выражаться не только в нежности и ласке, но и требовательности. Свои требования необходимо выражать в настойчивой, но спокойной форме. Окрики: «Не смей! Не бери! Не трогай!» только нервируют и раздражают малыша, но ничему не учат.
Надо помнить, что условием правильного воспитания является единство требований к ребенку. Нельзя, чтобы один из родителей разрешал, а другой запрещал.
Очень плохо, если взрослые в присутствии малыша спорят о правильности и неправильности воспитания. В таком случае подрывается родительский авторитет.
Проблемные ситуации:
Ситуация 1.
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету, компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу компот, -заявляет он решительно, - и еще с котлеткой я люблю картошку». Мама терпеливо объясняет, что нужно есть по порядку: первое, второе, третье, не капризничать, а есть, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено!» Миша не отступает : «Сначала я буду компот». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает кормить мальчика супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренная кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется на тарелке. А компот вообще не получишь!» Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает две сразу, восклицая: «И за что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот…»
Варианты:
- Мама не должна ставить на стол все сразу;
- Можно частично пойти ребенку на встречу: отпить глоток компота до еды. Не акцентируя на этом внимания: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить».
Ситуация 2.
Леночке три года. Родители заметили, что в последнее время девочка стала капризной. Как только мама уходит из комнаты, чтобы заняться домашними делами, она начинает плакать, прерывает игру и просит, чтобы мама поиграла с ней. Родители пытались повлиять такими словами: «Перестань хныкать! Ты уже большая девочка и умеешь играть одна». Лена отвечала: «Я не люблю одна! С тобой интереснее». Мама: «Если будешь продолжать, я запру тебя в комнате».
Варианты:
- Не бросать домашние дела, а общаться с ребенком в процессе выполнения. Предложить ребенку участвовать в домашних делах, разговаривая с ним, читать стихи, загадывать загадки, обогащать его словарь.
Ситуация 3.
Родители, беспокоясь, ограничивают свободу ребенка. Ему отвели отдельную комнату и не разрешили ходить в другие места (на кухню, в гостиную). Они запретили ему бегать, потому, что он мог упасть и удариться о батарею.
Но любопытные ребенок не смирился со сложившейся ситуацией и стремился в запрещенные места всякий раз, когда мама и папа отвлекались от его персоны. Он боялся быть замеченным, поэтому старался все делать быстро. Каждый раз при этом что-то падало, билось и ломалось. Родители пытались отвлечь его внимание от опасных предметов при помощи сладостей. Когда ребенка начинал интересовать какой-либо запрещенный предмет, они давали ему что-то вкусное.
Сынишка очень быстро это усвоил и стал намеренно создавать подобные ситуации. Только его требования все возрастали: и плакал он все сильнее, и кричал все громче.
Варианты:
- Ребенок должен иметь возможность изучать окружающий мир.
- Успокоить плачущего ребенка можно, отвлекая внимание. Для этого необходимо иметь «неожиданные пустяки» (шарик, колечко, камушек). Отвлечение надо сыграть.
Ситуация 4.
Илюша 3,5 года с усердием натягивают колготки. Трудное занятие. Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но … наизнанку. Мальчик этого не замечает и продолжает натягивать. Мать прекращает, как она говорит эту «бесцельную возню» быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть колготки сама. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» - «Сиди спокойно не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». Мама сокрушенно вздыхает: «Когда только научится!»
Варианты:
- Стоит отмечать любые успехи в самостоятельности. Подсказать и предложить свою помощь, чтобы вывернуть колготки на лицо. «В следующий раз получится правильно».
- Набраться терпения. Чтобы воспитать у малыша самостоятельность, родителям необходимо научиться отличать собственные интересы от желаний ребенка.
Правила поведения взрослых в период
протекания кризиса 3 лет :
Замечайте позитивные изменения, которые происходят в ребенке, и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.
Вырабатывайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.
Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.
В доме создайте такие условия, в которых ребенок в пределах разумного ощущал бы, что он взрослый, а не малыш; расширяйте его права и обязанности.
Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.
Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.
Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, дарите «взрослые подарки».
Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.
Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, вырабатывайте четкие единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то не стало.
Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».
Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.
Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей
(не трогай, не бегай, не стучи, не катай и т. д.) В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.
В любой ситуации следует проявлять терпимость. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать. Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем – необходимо быть «рядом» с ним.
Приятного общения с малышом!