Оксана Храмова
Психологическая мастерская для родителей «Особенности детей с СДВГ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СДВГ»
Цель: содействие родителям в оптимизации взаимодействия с детьми с СДВГ.
Материалы: стикеры для записи, таблички с признаками СДВГ, магниты, листы формата А4.
Публикация «Психологическая мастерская для родителей „Особенности детей с СДВГ“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Введение: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) находится в центре внимания различных специалистов: медиков, педагогов, психологов. Родители и учителя в начальной школе зачастую первыми обращают внимание на признаки синдрома, так как именно в учебной ситуации симптомы СДВГ создают трудности как, ребенку и родителям, так и учителю. С нашей точки зрения, как родителям, так и учителям важно учитывать и понимать особенности гиперактивных детей, для того чтобы наилучшим образом взаимодействовать друг с другом, а также находиться в эмоциональном контакте.
Ход мероприятия: Уважаемые родители, наверняка у каждого из вас имеется своё представление о гиперактивном ребёнке? Это дети, которые не могут долго усидеть на месте, совершают много движений, много говорят, привлекают к себе внимание, такие дети запоминаются, и они дают о себе знать с первой же встречи.
1-й этап «Индивидуальная работа» Участникам мероприятия предлагается нарисовать портрет гиперактивного ребенка и написать на стикерах особенности, которые, по их мнению, его характеризуют.
2-й этап Коллективное заполнение таблицы «Проявления СДВГ». Психолог: Все особенности поведения, которые вы указали, можно объединить в три группы в соответствии с основными признаками СДВГ: дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность. На доске вывешиваются таблички с признаками СДВГ, и с помощью группы психолог распределяет стикеры участников семинара по группам. Необходимо учесть, что не всё, что написали родители, является признаками СДВГ, некоторые характеристики, указанные участниками, — это следствие дезадаптации ребенка (например, вредный, агрессивный и др). Поэтому вывешивается четвертая табличка «Последствия», куда и относятся стикеры с вышеуказанными признаками.
3-й этап Резюмирование «Признаки СДВГ» Родителям предлагаются характеристики каждого из проявлений СДВГ, а также знакомство с определением СДВГ и причинами его возникновения (для наилучшего восприятия информации, материал предоставляется в виде слайд презентации).
Проявления СДВГ:
Дефицит внимания Чрезмерная подвижность Импульсивность
(гиперактивность)
Дефицит внимания
- Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
- Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Чрезмерная подвижность (гиперактивность):
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность:
- Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо – поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, чрезмерная подвижность и плохо управляемая импульсивность.
Психолог: Термин СДВГ имеет тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и дисгармоничном развитии. СДВГ представляет собой наиболее распространенный вариант ММД.
СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать. В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
Признаки СДВГ проявляются уже в детском саду, однако в силу более мягких требований к ребенку дошкольного возраста на это не обращают особого внимания, хотя уже в подготовительной группе, когда необходимо сидеть на занятиях, такие дети доставляют педагогам много хлопот. Серьезной проблема становится при поступлении ребенка в школу, так как здесь к нему предъявляются определенные требования, возникает необходимость сосредотачивать внимание на продолжительное время, ограничивается двигательная активность ребенка, на первое место выходит проблема самоконтроля.
Причины заболевания:
- Генетический фактор;
- Биологический фактор, поражение центральной нервной системы во время беременности, либо осложнения в родах, либо любые заболевания в младенчестве;
- Неблагоприятные психологические и социальные факторы, закрепляют клинические проявления и усиливают дезадаптацию детей, страдающих СДВГ.
Диагноз СДВГ может поставить только врач-невролог, однако родители должны заметить проблему первыми и обратиться за помощью к специалисту. Так как только совместные действия родителей, педагога и врача могут привести к коррекции поведения ребенка.
4-й этап Заключительный Психолог: Таким образом, на сегодняшний день проблема СДВГ актуальна, и если у ребёнка данный диагноз определён, родителям необходимо находить и выстраивать эффективные способы взаимодействия с ним. Участники мероприятия делятся на группы, каждой из которых предлагается составить список эффективных способов взаимодействия с ребёнком с СДВГ.
5-й этап Резюмирование предложенных способов взаимодействия:
1. Вера родителей и учителя в ребенка, хорошие взаимоотношения между ними.
• Ежедневное положительное проявление эмоций по отношению к ребенку;
• Постоянное общение с ребенком (например: «Как настроение? Как прошел день? Как дела в школе? Что нового и интересного сегодня узнал?» и т. п.);
• Невербальные проявления эмоциональной близости (например, можно обнять ребенка, слегка погладить, похлопать по плечу за успешное выполнение домашнего задания и т. п.);
• Внимательность к ребенку, доброжелательность, поддержка;
• Внимание к успехам ребенка, его положительным качествам, способностям;
• Избегание унизительной критики;
2. Предсказуемость, организованность и структурированность среды.
• При выполнении домашнего задания с гиперактивными детьми, работа должна строиться индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами у родителя. В случаях затруднений, оказывать помощь.
• Когда ребенок выполняет домашнее задание желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
• Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло, внеурочная занятость ребенка, домашние обязанности (попросите его вымыть посуду, убраться в комнате, вынести мусор и т. д).
3. Сотрудничество и эффективная коммуникация между родителями и педагогами.
4. Обучая ребенка необходимым социальным нормам и навыкам поведения, общаясь в семье вы помогаете ему адаптироваться в условиях школы.
5. Применяйте метод эффективной критики:
• Реакция должна быть незамедлительной;
• Установить зрительный контакт;
• Твердость в голосе;
• Говорить о поведении, а не о личности;
• Конкретизировать свои ожидания от ребенка;
• Говорить о конкретном поступке (не обобщать).
Не работает: взывать к совести ребенка с СДВГ; опираться на будущие перспективы.
6. Развитие способностей ребенка, раскрытие его сильных сторон, принятие во внимание компетенций, присущих детям с СДВГ.
• Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны;
• Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.
Вывод: Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача. Спасибо за работу!