МААМ-картинки

Психологическая мастерская для родителей «Особенности детей с СДВГ»

Оксана Храмова
Психологическая мастерская для родителей «Особенности детей с СДВГ»
▼ Скачать + Заказать документы

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СДВГ»

Цель: содействие родителям в оптимизации взаимодействия с детьми с СДВГ.

Материалы: стикеры для записи, таблички с признаками СДВГ, магниты, листы формата А4.

Публикация «Психологическая мастерская для родителей „Особенности детей с СДВГ“» размещена в разделах

Введение: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) находится в центре внимания различных специалистов: медиков, педагогов, психологов. Родители и учителя в начальной школе зачастую первыми обращают внимание на признаки синдрома, так как именно в учебной ситуации симптомы СДВГ создают трудности как, ребенку и родителям, так и учителю. С нашей точки зрения, как родителям, так и учителям важно учитывать и понимать особенности гиперактивных детей, для того чтобы наилучшим образом взаимодействовать друг с другом, а также находиться в эмоциональном контакте.

Ход мероприятия: Уважаемые родители, наверняка у каждого из вас имеется своё представление о гиперактивном ребёнке? Это дети, которые не могут долго усидеть на месте, совершают много движений, много говорят, привлекают к себе внимание, такие дети запоминаются, и они дают о себе знать с первой же встречи.

1-й этап «Индивидуальная работа» Участникам мероприятия предлагается нарисовать портрет гиперактивного ребенка и написать на стикерах особенности, которые, по их мнению, его характеризуют.

2-й этап Коллективное заполнение таблицы «Проявления СДВГ». Психолог: Все особенности поведения, которые вы указали, можно объединить в три группы в соответствии с основными признаками СДВГ: дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность. На доске вывешиваются таблички с признаками СДВГ, и с помощью группы психолог распределяет стикеры участников семинара по группам. Необходимо учесть, что не всё, что написали родители, является признаками СДВГ, некоторые характеристики, указанные участниками, — это следствие дезадаптации ребенка (например, вредный, агрессивный и др). Поэтому вывешивается четвертая табличка «Последствия», куда и относятся стикеры с вышеуказанными признаками.

3-й этап Резюмирование «Признаки СДВГ» Родителям предлагаются характеристики каждого из проявлений СДВГ, а также знакомство с определением СДВГ и причинами его возникновения (для наилучшего восприятия информации, материал предоставляется в виде слайд презентации).

Проявления СДВГ:

Дефицит внимания Чрезмерная подвижность Импульсивность

(гиперактивность)

Дефицит внимания

- Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

- Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

- Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги).

Легко отвлекается на посторонние стимулы.

Чрезмерная подвижность (гиперактивность):

- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

- Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

- Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

- Часто бывает болтливым.

Импульсивность:

- Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо – поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, чрезмерная подвижность и плохо управляемая импульсивность.

Психолог: Термин СДВГ имеет тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и дисгармоничном развитии. СДВГ представляет собой наиболее распространенный вариант ММД.

СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать. В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

Признаки СДВГ проявляются уже в детском саду, однако в силу более мягких требований к ребенку дошкольного возраста на это не обращают особого внимания, хотя уже в подготовительной группе, когда необходимо сидеть на занятиях, такие дети доставляют педагогам много хлопот. Серьезной проблема становится при поступлении ребенка в школу, так как здесь к нему предъявляются определенные требования, возникает необходимость сосредотачивать внимание на продолжительное время, ограничивается двигательная активность ребенка, на первое место выходит проблема самоконтроля.

Причины заболевания:

- Генетический фактор;

- Биологический фактор, поражение центральной нервной системы во время беременности, либо осложнения в родах, либо любые заболевания в младенчестве;

- Неблагоприятные психологические и социальные факторы, закрепляют клинические проявления и усиливают дезадаптацию детей, страдающих СДВГ.

Диагноз СДВГ может поставить только врач-невролог, однако родители должны заметить проблему первыми и обратиться за помощью к специалисту. Так как только совместные действия родителей, педагога и врача могут привести к коррекции поведения ребенка.

4-й этап Заключительный Психолог: Таким образом, на сегодняшний день проблема СДВГ актуальна, и если у ребёнка данный диагноз определён, родителям необходимо находить и выстраивать эффективные способы взаимодействия с ним. Участники мероприятия делятся на группы, каждой из которых предлагается составить список эффективных способов взаимодействия с ребёнком с СДВГ.

5-й этап Резюмирование предложенных способов взаимодействия:

1. Вера родителей и учителя в ребенка, хорошие взаимоотношения между ними.

• Ежедневное положительное проявление эмоций по отношению к ребенку;

• Постоянное общение с ребенком (например: «Как настроение? Как прошел день? Как дела в школе? Что нового и интересного сегодня узнал?» и т. п.);

• Невербальные проявления эмоциональной близости (например, можно обнять ребенка, слегка погладить, похлопать по плечу за успешное выполнение домашнего задания и т. п.);

• Внимательность к ребенку, доброжелательность, поддержка;

• Внимание к успехам ребенка, его положительным качествам, способностям;

• Избегание унизительной критики;

2. Предсказуемость, организованность и структурированность среды.

• При выполнении домашнего задания с гиперактивными детьми, работа должна строиться индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами у родителя. В случаях затруднений, оказывать помощь.

• Когда ребенок выполняет домашнее задание желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

• Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло, внеурочная занятость ребенка, домашние обязанности (попросите его вымыть посуду, убраться в комнате, вынести мусор и т. д).

3. Сотрудничество и эффективная коммуникация между родителями и педагогами.

4. Обучая ребенка необходимым социальным нормам и навыкам поведения, общаясь в семье вы помогаете ему адаптироваться в условиях школы.

5. Применяйте метод эффективной критики:

• Реакция должна быть незамедлительной;

• Установить зрительный контакт;

• Твердость в голосе;

• Говорить о поведении, а не о личности;

• Конкретизировать свои ожидания от ребенка;

• Говорить о конкретном поступке (не обобщать).

Не работает: взывать к совести ребенка с СДВГ; опираться на будущие перспективы.

6. Развитие способностей ребенка, раскрытие его сильных сторон, принятие во внимание компетенций, присущих детям с СДВГ.

• Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны;

• Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.

Вывод: Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача. Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Конспект развлечения для детей среднего дошкольного возраста с СДВГ «Мы — вместе» Развлечение для детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на тему: «Мы – вместе» Цель: обучать.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Консультация для родителей. Возрастные особенности детей 3-4 лет Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж.

Консультация для родителей «Особенности развития детей 3–4 лет» Консультация для родителей Особенности развития детей 3-4 лет. В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком, кто он и какой.

Консультация для родителей «Особенности связной речи детей» Особенности связной речи детей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,.

Консультация для родителей «Особенности звукопроизношения у детей 3–4 лет» Ребенок младшего дошкольного возраста уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный.

Рекомендации для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Ну, вот ваш ребенок и закончил детский сад, закончилось его дошкольное детство. Вы уже думаете о том, как ваш ребенок пойдет в школу. И.

Творческая мастерская для детей и их родителейТворческая мастерская для детей и их родителей "Заведи себе щенка" В нашем детском саду особое место уделяется совместной деятельности детей и родителей. Особенно эффективно такая работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая мастерская для родителей «Особенности детей с СДВГ»
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 07:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая мастерская для родителей «Особенности детей с СДВГ»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Храмова (УИ 902440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД