Юлия Князева
Психологическая безопасность образовательной среды как необходимое условие успешной адаптации обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время психологическая безопасность образовательной среды является необходимым условием образовательного процесса и показателем качества образования. Основная задача Образовательного учреждения – охрана жизни и укреплениепсихического и физического здоровья обучающихся. Деятельность образовательного учреждения состоит в создании безопасных и комфортных психологически условий для каждого ребенка.
Публикация «Психологическая безопасность образовательной среды как необходимое условие успешной адаптации обучающихся» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
По словам И. А. Баевой, психологически безопасной средойобразовательного учреждения можно называть среду, которая обеспечивает состояние психологического здоровья всех участников педагогического процесса и высокие показатели удовлетворенности учебным процессом, а так же защищенности от психологического насилия.
Психологически комфортной образовательной средой называется среда, указывающая на чувство радости, удовлетворения и удовольствия, которые испытывают дети, находящиеся в образовательном учреждении. Это условия, создаваемые в школе. при которых они чувствуют себя уверенно и спокойно, когда нет потребности в защите.
Понятие безопасности образовательной среды появилось в связи с необходимостью защиты детей от опасности в экстремальных ситуациях. Помимо физической опасности ребенок в жизни сталкивается с проблемамипсихологическими, с необходимостью противостоять стрессовым ситуациям, уметь реагировать и осуществлять действия в ситуациях риска, принимать важные решения в жизни. Для этого в образовательном учреждении необходимо, с одной стороны, создавать условия психологически комфортные для развития личности, а с другой –готовитьобучающихсяк ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным
Психологическая безопасность является важным и значимым фактором в период адаптации к новым условиям обучения. В новом образовательном учреждении, которое открылось не очень давно, мы провели изучение прихологической безопасности образовательной среды. Цельюявилось психологическое обеспечение образовательного процесса – повышение психологического благополучия обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса.
В период проведения диагностики происходил активный процесс адаптации учащихся к новой школе, к новым условиям обучения. Это требовало знакомства с общими нормами школьной жизни, адаптации к ученическому коллективу и педагогам. Эффективная, оптимальная адаптация – залог дальнейшего развития каждого ученика, предпосылка его активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.
Отношение к учению в значительной степени определяется тем, какие потребности обучающихся удовлетворяются в учебной деятельности. Уровень удовлетворенности рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на будущее. Текущая удовлетворенность повышает мотивацию учения в будущем. Неудовлетворенность учением способствует формированию эмоциональных барьеров, делающих учение очень трудным. Специфика учебной деятельности предполагает необходимость изучения всех существующих видов удовлетворенности. Качественно проведенный анализ позволяет выделить приоритетные задачи развития образовательного процесса и обеспечения психолого-педагогических условий по его совершенствованию.
Изучение особенностей удовлетворенности учебной деятельностью у обучающихся 7-ых и 8-ых классов школы проводилось посредством использования диагностических методик.
Цель:изучение эмоционально-оценочного отношения учащихся к учебной деятельности, ее отдельных характеристик; изучение качества социальных условий, в которых осуществляется обучение, воспитание и развитие учащихся; безопасность образовательной среды школы, изучение ценностных ориентаций и потребностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Объектом изучения явилась образовательная среда воценках участников учебно-воспитательного процесса. Время проведения исследования – февраль-март 2018 года.
В анкетировании приняли участие обучающиеся –ыхи 8–ых классов в количестве 180 человек.
Нами использовались следующие методики:
1. Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности Л. В. МищенкоЦель: удовлетворенность качеством образовательных услуг, исследование эмоционально-оценочного отношения обучающихся к учебной деятельности.
2. Цветовой тест отношенийА. М. Эткинда.
Цель: выявление эмоционального отношения школьников как к определенному лицу (например, учителю, так и к определенной ситуации, изучение безопасности образовательной среды.
3. Методика «Незаконченные предложения».
Цель: определение ценностных ориентаций и потребностей обучающихся в отношении школы.
Обучающиеся определяли безопасность образовательной среды по двум критериям : отношение к школе сейчас и отношение к школе в будущемВ нашем случае преобладает позитивно окрашенное эмоциональное состояние. Данный факт говорит о том, что для обучающихся (в основном количестве) образовательная среда является психологически безопасной и характеризуетсяличностным доверительным общением в школе, межличностным комфортом и безопасностью во взаимоотношениях. Это, несомненно, является важным условием повышения мотивации учения в будущем, сохранением психологического и физического здоровья обучающихся.
Учитывая ситуацию адаптационного периода, можно говорить об оптимальном уровне удовлетворенности учебной деятельностью учащимися,удовлетворенности качеством образовательных услуг, положительном эмоционально-оценочном отношении обучающихся учебной деятельности. Больше всего обучающиеся удовлетворены взаимоотношениями с педагогами, воспитательным процессом и учебной деятельностью, чуть меньше с одноклассниками. На это, вероятно влияет адаптационный период привыкания.
В сферу значимых потребностей обучающихся входят следующие :
1. Активная жизнь (больше общешкольных мероприятий, больше побед для школы в конкурсах, занятия на лыжах зимой) учителей, умеющих заинтересовать своим предметом
2. Наличие хороших взаимоотношений с учителями (чтобы учителя уважали детей, чтобы были в школе лучшие учителя. лучшая школа, чтобы в школу ходил мой ребенок, добрые учителя, учителей, умеющих заинтересовать своим предметом)
3. Познание (новые уроки, чтобы было познавательно, было много умных ребят, лучше закончить школу и многое узнать, больше бесплатных спортивных кружков)
4. Продуктивная жизнь (дальнейший прогресс для школы, развитие своих качеств, интересная система обучения)
5. Развитие – (выделение классов с математическим уклоном; проведение опытов и интересных рассказов; привлечение в учебный процесс ветеранов, служителей церкви;больше физкультуры, больше уроков, тренажерный зал, отличное образование, дисциплина и порядок; устраивать уборку каждую неделю, много кружков для саморазвития).
6. Творчество – (декорации; портреты интересных личностей; проведение уроков-кино; организовывать кружки, которые могут быть единственными на весь город, чтобы в школе было красиво, петь и танцевать).
По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод:
1. Обучающиеся МБОУ СОШ показали в целом удовлетворенность учебной деятельностью, включая все параметры. Существуют учащиеся, относящиеся к дезадаптированным. Сними необходима совместная работа родителей, педагога и психолога.
2. Обучающиеся МБОУ СОШ определили образовательную среду школы, как психологически безопасную в настоящий момент и безопасно стабильную в будущем.
3. Ценностные ориентации и потребности, находящиеся в сфере значимости имеют характер развития.
Результаты проведенного исследования обсуждались на педагогическом совете школы. Все пожелания обучающихся приняты к сведению.