Приложение МААМ

Психокоррекционная программа для работы с педагогами ДОУ «Мы вместе»

Евгения Викторовна Мороз
Психокоррекционная программа для работы с педагогами ДОУ «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88 «Пушинка»» (МДОАУ № 88)

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «МЫ ВМЕСТЕ»

Подготовила: педагог-психолог МДОАУ № 88 Мороз Евгения Викторовна, Оренбург, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Краткое описание

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Основные принципы и положения Программы

Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры)

II Содержательный раздел

Публикация «Психокоррекционная программа для работы с педагогами ДОУ „Мы вместе“» размещена в разделах

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.2. Диагностика психологического здоровья педагогов ДОУ

2.3. Описание образовательной деятельности по психокоррекции нарушений эмоционального состояния педагогов

2.4. Комплексно-тематическое планирование занятий с педагогами на календарный учебный год

III Организационный раздел

3.1. Организация жизнедеятельности педагогов

Организация работы педагогов ДОУ

Особенности профессионального / эмоционального выгорания педагогов

3.2. Условия реализации Программы

Организация развивающей предметно-пространственной среды

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Психокоррекционная программа «Мы вместе» (далее – Программа) предназначена для профилактики психологического здоровья и ликвидации синдрома профессионального / эмоционального выгорания педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Программа содержит игровые, мотивационные, рисуночные, диагностические и релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением.

Все это позволяет педагогам ДОУ побороть в себе предпосылки возникновения депрессивного поведения, ухудшающего работоспособность педагогического коллектива в целом.

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В современных условиях распространения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и по действию федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическое сопровождение является приоритетным в деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях.

Создавая модель психологической службы дошкольного образовательного учреждения, необходимо учесть важное правило в работе педагога-психолога – психологическое сопровождение ВСЕХ участников образовательного процесса должно проводиться В ОДИНАКОВОЙ СТЕПЕНИ.

На данный момент дошкольные образовательные учреждения испытывают необходимость в инструментах психолого-педагогического сопровождения, помогающих осуществлять сопровождение не только воспитанников и родителей, но и педагогов, как главных проводников образовательного процесса. Поэтому перед психологической службой дошкольных образовательных учреждений наряду с другими стоят задачи по сопровождению педагога и созданию коррекционно-развивающих программ по устранению синдрома профессионального / эмоционального выгорания у педагогов.

Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий в их работе.

Важной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода педагога к «самопомощи» – в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями», то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития. То есть целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии педагога.

Педагог-психолог как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых помогает в ситуации внедрения образовательных программ всему дошкольному учреждению. И здесь важно акцентироваться на достижении удовлетворённости педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Потому как педагог, испытывающий удовлетворение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в образовательной деятельности и, в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность воспитанников. Успешный педагог – источник успеха своих воспитанников. Успех – пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти и осуществлять внедрение образовательных программ, педагог должен почувствовать себя успешным.

Следовательно, администрации ДОУ вкупе с педагогом-психологом необходимо создавать условия для творчества педагогов ДОУ, важно обеспечить потребность к непрерывному профессиональному развитию педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

Итак, сопровождая педагога, психолог ориентируется на :

• обеспечение возможности для реализации творческого потенциала педагогов;

• поддержку педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту;

• оказание помощи педагогу в выстраивании успешного профессионального роста;

• ориентирование педагога на собственное эмоциональное состояние и снабжение его необходимыми профилактическими инструментами.

Учитывая вышесказанное и запрос администрации МДОАУ № 88, педагогом-психологом ДОУ, Мороз Евгенией Викторовной, была выработана психокоррекционная программа «Мы вместе».

Цель Программы – профилактика психологического здоровья и снижение уровня профессионального / эмоционального выгорания педагогического коллектива путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологические стереотипов реагирования, повышения самооценки, принятие себя и окружающих.

Задачи Программы :

1. Устранить у педагогов неконтролируемые приступы негативных чувственных проявлений.

2. Научить педагогов контролировать свое эмоциональное состояние, выражать эмоции приемлемым способом.

3. Повысить самооценку педагогов, нормализовать эмоциональное состояние и развить умение находить позитивный выход из любого стресса.

4. Закрепить положительные коммуникативные модели поведения выхода из деструктивных ситуаций.

Основные принципы и положения Программы

Психокоррекционная программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип систематичности и последовательности обучения.

3. Принцип индивидуализации.

4. Принцип связи с жизнью.

Структура и содержание Программы :

Объём составил 6 групповых сеансов – развивающих занятий, включающих различные практические упражнения, психотехники, игры, прошедших апробацию на базе дошкольных учреждений г. Оренбурга (МДОАУ № 44, МДОАУ № 152, МДОАУ № 88 – отдельно в 1 и 2 корпусе). Время, отведенное на реализацию Программы – от 60 минут до 90 минут на 1 развивающее занятие, в целом – 7 часов на всю программу.

Примечание. Если Программа будет использоваться другими сообществами, не имеющими отношения к образованию (студенчеству, военным, менеджерам и пр., необходимо изменить структуру программы и время ее проведения, приведя ее к полноценному тренингу, реализующемуся 6 дней – по развивающему занятию в день, увеличив время на выполнение заданий, отработку рефлексии и добавления перерывов между сложными заданиями.

Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий:

• активная релаксация,

• пассивная релаксация,

• аутотренинг,

• мобилизующее дыхание,

• успокаивающее дыхание,

• визуализация,

психофизическая тренировка,

• формулы самовнушения,

• телесно-ориентированная терапия,

• кинезиология.

Психотерапевтические техники :

• музыкотерапия;

• релаксация;

• аутогенная тренировка;

• элементы кинезиологии - физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;

• элементы телесно-ориентированной терапии;

• цветотерапия;

• сказкотерапия.

Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении занятий Программы

Групповые встречи могут происходить как с достаточно большим количеством участников в группах, чтобы сделать возможным взаимодействие, так и с достаточно малым, чтобы каждый участник был задействован и чувствовал себя полноправным участником. Но следует иметь в виду, что увеличение численности группы приводит к неэффективному использованию времени групповых сеансов, в этих случаях может возникнуть вероятность появления подгрупп. Если же группа слишком мала, то она может перестать действовать как группа и её участники окажутся вовлечёнными в индивидуальное консультирование.

Примечание. К неподходящим для группового опыта освоения Программы занятий относятся :

• лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными;

• лица, демонстрирующие в напряжённой ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми;

• лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания.

Противопоказано участие в группе лиц, находящихся в актуальном стрессовом состоянии – депрессии, эмоциональном шоке и др. Им сначала необходим курс индивидуальной психокоррекции.

Сроки реализации программы : один учебный год (данные развивающие занятия апробировались с марта 2018 года по ноябрь 2020 года, с перерывом на самоизоляцию в период мировой пандемии – с апреля по август 2020 г.).

Примечание. Для других категорий участников (не из образовательных учреждений) сроки можно пересмотреть – одна неделя (ежедневно). В этом случае необходимо внести поправки и в тематическое планирование.

Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры)

Мы предполагали, что:

• любой инновационный процесс носит вероятностный характер и не все его последствия могут быть спрогнозированы;

• используя Программу в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом, улучшится психологическое, а вместе с ним и физическое здоровье педагога – произойдет оптимизация уровня тревожности, восстановится / сформируется способность к саморегуляции эмоционального состояния, повысится работоспособность, сплотится педагогический коллектив;

• посредством Программы произойдет развитие творческого потенциала педагогов и создание условий для этого;

• все поставленные задачи могут получить дальнейшее развитие и дополнение на несколько лет вперед.

Итак, здоровье педагогов отражается, как в зеркале, на здоровье детей, а психологическое здоровье участников образовательного процесса – это самый важный показатель работы дошкольного образовательного учреждения.

Повышение эффективности работы педагогического коллектива

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.

Думаем, что при небольшой коррекции наша программа может подойти не только для коллектива педагогов, но и для любого другого коллектива ( например: менеджерского, студенческого и пр.).

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Организационная форма реализации Программы – развивающие занятия с элементами тренинга.

Главными методологическими приемами в Программе являются игры, арттерапевтические приемы (рисование, этюды, коллажи, элементы аппликации и пр., беседы, релаксация, упражнения.

Средства, направленные на развитие деятельности педагогов ДОУ во время реализации Программы :

• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, прыгания, занятий с мячом и др.);

• игровой (игры, игрушки);

• коммуникативной (дидактический материал);

• чтения (восприятия) художественной литературы (книги, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, модели, картины и др.);

• продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе большие мягкие конструкторы, природный и бросовый материал);

• музыкально-художественной (музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Способы реализации Программы – практические :

• самооценка и профилактика состояния педагогов;

• организация развивающих занятий с элементами тренинга;

• современные образовательные технологии (информационные ИКТ, игровые, развития критического мышления, ТРИЗ и др.);

• обратная связь от педагогов-участников.

2.2. Диагностика психологического здоровья педагогов ДОУ

Приступать к реализации Программы можно после проведения психодиагностического обследования предполагаемых участников.

Для этого в программе были подобраны следующие диагностические методики:

1. Обязательный блок:

1) Личностная шкала проявлений тревоги

2) Оценка нервно-психической предрасположенности педагога

3) Оценка предрасположенности к нервному срыву

4) Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе

2. Попутный блок:

1) Проективный тесты

«Ассоциации – Работа», «Ассоциации – Команда»

• тест «Написанное в небесах»

• тест «О плохой погоде и нестиранном белье»

2) Мотивационный тест «Волшебные инструменты»

3) Диагностика самооценки «Лесенка»

4) Социометрия «Капитан корабля»

Примечание: Комплекс методик из «Обязательного блока» необходимо провести минимум за одну – три недели до коррекционно-развивающих занятий (в таблице – КРЗ) и через одну – три недели после проведения Программы.

Проведя психодиагностическое обследование, психолог анализирует результаты и пишет аналитическую справку или заключение, где отражает выводы об уровне психологического здоровья коллектива в целом и эмоциональном состоянии отдельных педагогов.

После этого мы приступаем к реализации Программы.

Во время проведения занятий, особенно, в рефлексивной их части необходимо внимательно следить за эмоциональным и чувственным состоянием участников. Если какой-либо участник погружается в состояние недовольства и/или выражает негативные/депрессивные эмоции, следует в этот же день индивидуально отработать с ним это состояние до переключения его в состояние равновесия с собой и окружающими.

2.3. Описание образовательной деятельности по психокоррекции нарушений эмоционального состояния педагогов

Психологическая коррекция – комплекс различных мер и способов влияния на педагогов, «исправление» их поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования поведенческих привычек в целом.

Вместе с вышеперечисленным психологическая коррекция должна помогать в развитии разных сторон личности педагога.

Схема коррекционно-развивающей работы Программы психолога с педагогами включает в себя :

• Установление контакта, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;

• Вызов эмоциональной реакции, выявление источника раздражения и успокоение эмоционального состояния педагога;

• Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;

Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации.

Структура каждого занятия Программы для педагогов состоит из 3 этапов и включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть каждого занятия содержит ритуал приветствия и разминку, которая дает участникам мотивацию к предстоящей деятельности.

Основная часть опирается на практический компонент деятельности, т. е. на отработку практических навыков и умений, необходимых для формирования определенного качества у участников.

Заключительная часть занятия несет рефлексивную нагрузку, когда участники должны осознать проделанную работу на занятии и сделать выводы по изменению своего эмоционального состояния. Эта часть включает в себя подведение итогов и ритуал прощания, с обязательной улыбкой и добрыми пожеланиями. При этом категорически нельзя навязывать свое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать участников ответственными за результаты занятий.

Поведение психолога, проводящего занятия по психокоррекционной Программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении участников. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

2.4. Комплексно-тематическое планирование занятий с педагогами на календарный учебный год

Комплексно-тематическое планирование Программы включается в годовой план дошкольной образовательной организации, который принимается на педагогическом совете перед началом учебного года (последняя неделя августа, утверждается заведующим МДОАУ № 88 (см. в Презентации).

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация деятельности педагогов

Организация работы педагогов ДОУ

Работу по реализации психокоррекционной программы «Мы вместе» включают в годовой план образовательного учреждения.

Встречи педагога-психолога с педагогическим коллективом МДОАУ № 88 проводят во время дневного сна воспитанников, примерно с 13.30 до 15.00 часов, в большом помещении – как правило, это музыкальный или спортивный залы.

Педагогов заранее предупреждают несколькими способами:

• На стенде «Методическая работа» в Плане работы на месяц (в методическом кабинете);

• В общем чате группы «Педагоги» в мессенджере Viber;

• При личных встречах и др.

О необходимой форме одежды педагогов на развивающие занятия сообщают так же заранее.

Все необходимые для занятия материалы педагог-психолог готовит по списку, приведенному в п. 3.2. данной Программы.

Особенности профессионального / эмоционального выгорания педагогов

Психологическое здоровье педагогического коллектива как здание дома состоит из маленьких кирпичей – эмоционального и душевного состояния каждого отдельно взятого педагога. Стрессовые ситуации (дома, на работе, по пути следования на работу или домой и пр., эмоциональное напряжение, поведенческие, личностные особенности педагогов, взаимодействие с родителями воспитанников и многие другие факторы приводят к выгоранию (сначала эмоциональному, а затем и профессиональному) педагогических работников и оказывают очень большое влияние на психологическое здоровье воспитателей и специалистов ДОУ.

Поэтому от администраций дошкольных учреждений поступают запросы в психологическую службу ДОУ о психолого-педагогическом сопровождении коллектива педагогов.

Сопровождение педагогов – непрерывный этап деятельности, в связи с этим накопленный материал из опыта работы педагога-психолога в системе образования систематизируется и обретает конечный продукт, выражающийся в создании программы по определенным темам.

Так, педагог-психолог Мороз Евгения Викторовна, используя свой трехлетний опыт взаимодействия с воспитателями и специалистами различных детских садов г. Оренбурга (МДОАУ № 44, МДОАУ № 152, МДОАУ № 88 – 1 и 2 корпусов отдельно, составила данную программу, направленную на профилактику психологического здоровья и ликвидацию синдрома профессионального / эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Данная программа реализуется в игровой форме – при помощи коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга и рассчитана на учебный год.

Программа при небольших изменениях может использоваться как для учителей школ, педагогов дополнительного образования, так и для других сообществ, не имеющих отношения к образованию – студенчеству, военным, менеджерам и пр.

3.2. Условия реализации Программы

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для проведения занятий с педагогами по данной Программе необходимо специальное помещение – большое по площади, которое позволит вместить всех желающих педагогов-участников. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях для этого используют музыкальные или спортивные залы, оборудованные для проведения массовых мероприятий.

Необходимые материалы и технические средства для реализации Программы «Мы вместе» расписаны по каждому занятию.

Итак, для проведения развивающих занятий нам потребуется:

1 занятие: стулья, лист-схемы по всем заданиям тренинга, чистые листы бумаги, карандаши, ручки, памятки «Незабудки» для педагогов, ведро для «мусора», доска с начерченной таблицей из 3 граф, мел, спокойная музыка.

2 занятие:

на каждого участника: ковер – 1 большой, или стулья буклет-памятка; чистые бейджи; планшет (подставка под листы для записи); набор – бейдж, ручка, маркер/фломастер; листы – по 2 шт. ; воздушные шарики (без воздуха / газа) – по 2 шт.

по 1 набору на стол: карандаши (простые и цветные);

– таблица «Ч / У / В / С / Т / Во» (см. Приложение 1).

3 занятие: листы А4 с значками правил группы, нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки, мяч; по 7 листов А5 на каждого педагога; 2 доски, разграниченные на 3 столбца, для крепления на них рисунков педагогов; карандаши, фломастеры, ручек, маркеры; листы размером 10х10 см – по 1 на каждого человека.

4 занятие: стулья – по количеству участников, магнитная доска / мольберт, листочки 10х10 см, магниты; фломастеры, ручки, маркеры, английские булавки; листы А4 с правилами группы; листы А5 – по 3 на каждого педагога; лист с надписью «ЗДОРОВЬЕ»; музыкальная подборка – с разным темпом и ритмом; мел разного цвета или лист А4 с напечатанной таблицей «Чувство».

5 занятие: стулья – по количеству участников, листочки 4-х цветов с клейким краем или бейджики; английские булавки; доска, мел разного цвета, магнитная доска / мольберт; карандаши, фломастеры, ручки; листы А4 – по 1 каждого цвета – синий, красный, желтый, зеленый.

6 занятие: стулья – по количеству участников; листы А4 с значками правил группы; длинная веревка, приз – коробка конфет, воздушные шарики – по количеству участников; 2 карандаша; спокойная негромкая музыка, веселая игровая мелодия; доска, рисунок дерева (без листьев, разноцветные стикеры на клейкой основе.

РЕСУРСЫ

Печатные:

1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу : / О. И. Бабич /под ред. А. В. Перепелкиной. - Волгоград. : Учитель, 2014. - 122 с

2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С. П. Безносов. - СПб. : Речь, 2004. - 272с.

3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. Психологический Практикум : практикум / Н. Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2008. - 430 с.

4. Истратова O.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О. Н. Истратова, Т. П. Эксакусто. — 2-е изд. — Ростов н/ Д: Феникс, 2008. — 443, [1] с. — (Справочник).

5. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или как загораются искорки творческого поиска: [методическое пособие] / Л. Н. Прохорова. - Москва: 5 за знания: Методкнига, 2007. – 126 с.

6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 384 с.

7. Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций: психологический практикум / Ю. В. Саенко. - СПб. : Речь, 2011. – 238 с.

Интернет-площадки:

https://infourok.ru/

https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/

https://www.maam.ru/detskijsad/

https://ped-kopilka.ru/psihologija/

https://multiurok.ru/

https://open-lesson.net/

https://pravobraz.ru/

https://fgos.ru/

https://www.kremlin.ru/

Публикации по теме:

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Конспект проведения мастер-класса с педагогами «Наряжаем ёлку вместе» Цель: организовать совместную деятельность педагогов, направленную на сплочение, укрепление коллектива. Задачи: Привлечение педагогов к.

Перспективный план работы по рабочим тетрадям «Вместе учимся считать» в средней группе 1. «Число и цифра «0» Цели: закрепление знаний о числе и цифре «0»;закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«0» ;развитие мелкой.

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка о злом принце» Сказка о злом принце Жил-был принц. Самый обычный маленький принц. Красивый, умный, смелый. Но злой. Он обижал всех придворных, прислугу.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Познавательно-игровая программа для детей 5–6 лет «Возродим национальные игры вместе» ВОЗРОДИМ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ВМЕСТЕ (познавательно-игровая программа для детей 5-6 лет) Москаленко Елена Анатольевна ГККП «Детский сад» №3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекционная программа для работы с педагогами ДОУ «Мы вместе»
Опубликовано: 3 февраля 2021 в 20:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекционная программа для работы с педагогами ДОУ «Мы вместе»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Викторовна Мороз (УИ 2445790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД