Евгения Викторовна Мороз
Психокоррекционная программа для работы с педагогами ДОУ «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88 «Пушинка»» (МДОАУ № 88)
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «МЫ ВМЕСТЕ»
Подготовила: педагог-психолог МДОАУ № 88 Мороз Евгения Викторовна, Оренбург, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Краткое описание
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Основные принципы и положения Программы
Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры)
II Содержательный раздел
Публикация «Психокоррекционная программа для работы с педагогами ДОУ „Мы вместе“» размещена в разделах
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.2. Диагностика психологического здоровья педагогов ДОУ
2.3. Описание образовательной деятельности по психокоррекции нарушений эмоционального состояния педагогов
2.4. Комплексно-тематическое планирование занятий с педагогами на календарный учебный год
III Организационный раздел
3.1. Организация жизнедеятельности педагогов
Организация работы педагогов ДОУ
Особенности профессионального / эмоционального выгорания педагогов
3.2. Условия реализации Программы
Организация развивающей предметно-пространственной среды
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Психокоррекционная программа «Мы вместе» (далее – Программа) предназначена для профилактики психологического здоровья и ликвидации синдрома профессионального / эмоционального выгорания педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Программа содержит игровые, мотивационные, рисуночные, диагностические и релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением.
Все это позволяет педагогам ДОУ побороть в себе предпосылки возникновения депрессивного поведения, ухудшающего работоспособность педагогического коллектива в целом.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В современных условиях распространения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и по действию федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическое сопровождение является приоритетным в деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях.
Создавая модель психологической службы дошкольного образовательного учреждения, необходимо учесть важное правило в работе педагога-психолога – психологическое сопровождение ВСЕХ участников образовательного процесса должно проводиться В ОДИНАКОВОЙ СТЕПЕНИ.
На данный момент дошкольные образовательные учреждения испытывают необходимость в инструментах психолого-педагогического сопровождения, помогающих осуществлять сопровождение не только воспитанников и родителей, но и педагогов, как главных проводников образовательного процесса. Поэтому перед психологической службой дошкольных образовательных учреждений наряду с другими стоят задачи по сопровождению педагога и созданию коррекционно-развивающих программ по устранению синдрома профессионального / эмоционального выгорания у педагогов.
Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий в их работе.
Важной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода педагога к «самопомощи» – в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями», то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития. То есть целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии педагога.
Педагог-психолог как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых помогает в ситуации внедрения образовательных программ всему дошкольному учреждению. И здесь важно акцентироваться на достижении удовлетворённости педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Потому как педагог, испытывающий удовлетворение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в образовательной деятельности и, в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность воспитанников. Успешный педагог – источник успеха своих воспитанников. Успех – пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти и осуществлять внедрение образовательных программ, педагог должен почувствовать себя успешным.
Следовательно, администрации ДОУ вкупе с педагогом-психологом необходимо создавать условия для творчества педагогов ДОУ, важно обеспечить потребность к непрерывному профессиональному развитию педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.
Итак, сопровождая педагога, психолог ориентируется на :
• обеспечение возможности для реализации творческого потенциала педагогов;
• поддержку педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту;
• оказание помощи педагогу в выстраивании успешного профессионального роста;
• ориентирование педагога на собственное эмоциональное состояние и снабжение его необходимыми профилактическими инструментами.
Учитывая вышесказанное и запрос администрации МДОАУ № 88, педагогом-психологом ДОУ, Мороз Евгенией Викторовной, была выработана психокоррекционная программа «Мы вместе».
Цель Программы – профилактика психологического здоровья и снижение уровня профессионального / эмоционального выгорания педагогического коллектива путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологические стереотипов реагирования, повышения самооценки, принятие себя и окружающих.
Задачи Программы :
1. Устранить у педагогов неконтролируемые приступы негативных чувственных проявлений.
2. Научить педагогов контролировать свое эмоциональное состояние, выражать эмоции приемлемым способом.
3. Повысить самооценку педагогов, нормализовать эмоциональное состояние и развить умение находить позитивный выход из любого стресса.
4. Закрепить положительные коммуникативные модели поведения выхода из деструктивных ситуаций.
Основные принципы и положения Программы
Психокоррекционная программа построена на следующих основных принципах:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип систематичности и последовательности обучения.
3. Принцип индивидуализации.
4. Принцип связи с жизнью.
Структура и содержание Программы :
Объём составил 6 групповых сеансов – развивающих занятий, включающих различные практические упражнения, психотехники, игры, прошедших апробацию на базе дошкольных учреждений г. Оренбурга (МДОАУ № 44, МДОАУ № 152, МДОАУ № 88 – отдельно в 1 и 2 корпусе). Время, отведенное на реализацию Программы – от 60 минут до 90 минут на 1 развивающее занятие, в целом – 7 часов на всю программу.
Примечание. Если Программа будет использоваться другими сообществами, не имеющими отношения к образованию (студенчеству, военным, менеджерам и пр., необходимо изменить структуру программы и время ее проведения, приведя ее к полноценному тренингу, реализующемуся 6 дней – по развивающему занятию в день, увеличив время на выполнение заданий, отработку рефлексии и добавления перерывов между сложными заданиями.
Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий:
• активная релаксация,
• пассивная релаксация,
• аутотренинг,
• мобилизующее дыхание,
• успокаивающее дыхание,
• визуализация,
• психофизическая тренировка,
• формулы самовнушения,
• телесно-ориентированная терапия,
• кинезиология.
Психотерапевтические техники :
• музыкотерапия;
• релаксация;
• аутогенная тренировка;
• элементы кинезиологии - физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;
• элементы телесно-ориентированной терапии;
• цветотерапия;
• сказкотерапия.
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении занятий Программы
Групповые встречи могут происходить как с достаточно большим количеством участников в группах, чтобы сделать возможным взаимодействие, так и с достаточно малым, чтобы каждый участник был задействован и чувствовал себя полноправным участником. Но следует иметь в виду, что увеличение численности группы приводит к неэффективному использованию времени групповых сеансов, в этих случаях может возникнуть вероятность появления подгрупп. Если же группа слишком мала, то она может перестать действовать как группа и её участники окажутся вовлечёнными в индивидуальное консультирование.
Примечание. К неподходящим для группового опыта освоения Программы занятий относятся :
• лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными;
• лица, демонстрирующие в напряжённой ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми;
• лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания.
Противопоказано участие в группе лиц, находящихся в актуальном стрессовом состоянии – депрессии, эмоциональном шоке и др. Им сначала необходим курс индивидуальной психокоррекции.
Сроки реализации программы : один учебный год (данные развивающие занятия апробировались с марта 2018 года по ноябрь 2020 года, с перерывом на самоизоляцию в период мировой пандемии – с апреля по август 2020 г.).
Примечание. Для других категорий участников (не из образовательных учреждений) сроки можно пересмотреть – одна неделя (ежедневно). В этом случае необходимо внести поправки и в тематическое планирование.
Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры)
Мы предполагали, что:
• любой инновационный процесс носит вероятностный характер и не все его последствия могут быть спрогнозированы;
• используя Программу в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом, улучшится психологическое, а вместе с ним и физическое здоровье педагога – произойдет оптимизация уровня тревожности, восстановится / сформируется способность к саморегуляции эмоционального состояния, повысится работоспособность, сплотится педагогический коллектив;
• посредством Программы произойдет развитие творческого потенциала педагогов и создание условий для этого;
• все поставленные задачи могут получить дальнейшее развитие и дополнение на несколько лет вперед.
Итак, здоровье педагогов отражается, как в зеркале, на здоровье детей, а психологическое здоровье участников образовательного процесса – это самый важный показатель работы дошкольного образовательного учреждения.
Повышение эффективности работы педагогического коллектива
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.
Думаем, что при небольшой коррекции наша программа может подойти не только для коллектива педагогов, но и для любого другого коллектива ( например: менеджерского, студенческого и пр.).
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Организационная форма реализации Программы – развивающие занятия с элементами тренинга.
Главными методологическими приемами в Программе являются игры, арттерапевтические приемы (рисование, этюды, коллажи, элементы аппликации и пр., беседы, релаксация, упражнения.
Средства, направленные на развитие деятельности педагогов ДОУ во время реализации Программы :
• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, прыгания, занятий с мячом и др.);
• игровой (игры, игрушки);
• коммуникативной (дидактический материал);
• чтения (восприятия) художественной литературы (книги, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, модели, картины и др.);
• продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе большие мягкие конструкторы, природный и бросовый материал);
• музыкально-художественной (музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Способы реализации Программы – практические :
• самооценка и профилактика состояния педагогов;
• организация развивающих занятий с элементами тренинга;
• современные образовательные технологии (информационные ИКТ, игровые, развития критического мышления, ТРИЗ и др.);
• обратная связь от педагогов-участников.
2.2. Диагностика психологического здоровья педагогов ДОУ
Приступать к реализации Программы можно после проведения психодиагностического обследования предполагаемых участников.
Для этого в программе были подобраны следующие диагностические методики:
1. Обязательный блок:
1) Личностная шкала проявлений тревоги
2) Оценка нервно-психической предрасположенности педагога
3) Оценка предрасположенности к нервному срыву
4) Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе
2. Попутный блок:
1) Проективный тесты
• «Ассоциации – Работа», «Ассоциации – Команда»
• тест «Написанное в небесах»
• тест «О плохой погоде и нестиранном белье»
2) Мотивационный тест «Волшебные инструменты»
3) Диагностика самооценки «Лесенка»
4) Социометрия «Капитан корабля»
Примечание: Комплекс методик из «Обязательного блока» необходимо провести минимум за одну – три недели до коррекционно-развивающих занятий (в таблице – КРЗ) и через одну – три недели после проведения Программы.
Проведя психодиагностическое обследование, психолог анализирует результаты и пишет аналитическую справку или заключение, где отражает выводы об уровне психологического здоровья коллектива в целом и эмоциональном состоянии отдельных педагогов.
После этого мы приступаем к реализации Программы.
Во время проведения занятий, особенно, в рефлексивной их части необходимо внимательно следить за эмоциональным и чувственным состоянием участников. Если какой-либо участник погружается в состояние недовольства и/или выражает негативные/депрессивные эмоции, следует в этот же день индивидуально отработать с ним это состояние до переключения его в состояние равновесия с собой и окружающими.
2.3. Описание образовательной деятельности по психокоррекции нарушений эмоционального состояния педагогов
Психологическая коррекция – комплекс различных мер и способов влияния на педагогов, «исправление» их поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования поведенческих привычек в целом.
Вместе с вышеперечисленным психологическая коррекция должна помогать в развитии разных сторон личности педагога.
Схема коррекционно-развивающей работы Программы психолога с педагогами включает в себя :
• Установление контакта, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;
• Вызов эмоциональной реакции, выявление источника раздражения и успокоение эмоционального состояния педагога;
• Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;
• Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации.
Структура каждого занятия Программы для педагогов состоит из 3 этапов и включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть каждого занятия содержит ритуал приветствия и разминку, которая дает участникам мотивацию к предстоящей деятельности.
Основная часть опирается на практический компонент деятельности, т. е. на отработку практических навыков и умений, необходимых для формирования определенного качества у участников.
Заключительная часть занятия несет рефлексивную нагрузку, когда участники должны осознать проделанную работу на занятии и сделать выводы по изменению своего эмоционального состояния. Эта часть включает в себя подведение итогов и ритуал прощания, с обязательной улыбкой и добрыми пожеланиями. При этом категорически нельзя навязывать свое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать участников ответственными за результаты занятий.
Поведение психолога, проводящего занятия по психокоррекционной Программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении участников. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.
2.4. Комплексно-тематическое планирование занятий с педагогами на календарный учебный год
Комплексно-тематическое планирование Программы включается в годовой план дошкольной образовательной организации, который принимается на педагогическом совете перед началом учебного года (последняя неделя августа, утверждается заведующим МДОАУ № 88 (см. в Презентации).
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация деятельности педагогов
Организация работы педагогов ДОУ
Работу по реализации психокоррекционной программы «Мы вместе» включают в годовой план образовательного учреждения.
Встречи педагога-психолога с педагогическим коллективом МДОАУ № 88 проводят во время дневного сна воспитанников, примерно с 13.30 до 15.00 часов, в большом помещении – как правило, это музыкальный или спортивный залы.
Педагогов заранее предупреждают несколькими способами:
• На стенде «Методическая работа» в Плане работы на месяц (в методическом кабинете);
• В общем чате группы «Педагоги» в мессенджере Viber;
• При личных встречах и др.
О необходимой форме одежды педагогов на развивающие занятия сообщают так же заранее.
Все необходимые для занятия материалы педагог-психолог готовит по списку, приведенному в п. 3.2. данной Программы.
Особенности профессионального / эмоционального выгорания педагогов
Психологическое здоровье педагогического коллектива как здание дома состоит из маленьких кирпичей – эмоционального и душевного состояния каждого отдельно взятого педагога. Стрессовые ситуации (дома, на работе, по пути следования на работу или домой и пр., эмоциональное напряжение, поведенческие, личностные особенности педагогов, взаимодействие с родителями воспитанников и многие другие факторы приводят к выгоранию (сначала эмоциональному, а затем и профессиональному) педагогических работников и оказывают очень большое влияние на психологическое здоровье воспитателей и специалистов ДОУ.
Поэтому от администраций дошкольных учреждений поступают запросы в психологическую службу ДОУ о психолого-педагогическом сопровождении коллектива педагогов.
Сопровождение педагогов – непрерывный этап деятельности, в связи с этим накопленный материал из опыта работы педагога-психолога в системе образования систематизируется и обретает конечный продукт, выражающийся в создании программы по определенным темам.
Так, педагог-психолог Мороз Евгения Викторовна, используя свой трехлетний опыт взаимодействия с воспитателями и специалистами различных детских садов г. Оренбурга (МДОАУ № 44, МДОАУ № 152, МДОАУ № 88 – 1 и 2 корпусов отдельно, составила данную программу, направленную на профилактику психологического здоровья и ликвидацию синдрома профессионального / эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Данная программа реализуется в игровой форме – при помощи коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга и рассчитана на учебный год.
Программа при небольших изменениях может использоваться как для учителей школ, педагогов дополнительного образования, так и для других сообществ, не имеющих отношения к образованию – студенчеству, военным, менеджерам и пр.
3.2. Условия реализации Программы
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для проведения занятий с педагогами по данной Программе необходимо специальное помещение – большое по площади, которое позволит вместить всех желающих педагогов-участников. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях для этого используют музыкальные или спортивные залы, оборудованные для проведения массовых мероприятий.
Необходимые материалы и технические средства для реализации Программы «Мы вместе» расписаны по каждому занятию.
Итак, для проведения развивающих занятий нам потребуется:
1 занятие: стулья, лист-схемы по всем заданиям тренинга, чистые листы бумаги, карандаши, ручки, памятки «Незабудки» для педагогов, ведро для «мусора», доска с начерченной таблицей из 3 граф, мел, спокойная музыка.
2 занятие:
– на каждого участника: ковер – 1 большой, или стулья буклет-памятка; чистые бейджи; планшет (подставка под листы для записи); набор – бейдж, ручка, маркер/фломастер; листы – по 2 шт. ; воздушные шарики (без воздуха / газа) – по 2 шт.
– по 1 набору на стол: карандаши (простые и цветные);
– таблица «Ч / У / В / С / Т / Во» (см. Приложение 1).
3 занятие: листы А4 с значками правил группы, нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки, мяч; по 7 листов А5 на каждого педагога; 2 доски, разграниченные на 3 столбца, для крепления на них рисунков педагогов; карандаши, фломастеры, ручек, маркеры; листы размером 10х10 см – по 1 на каждого человека.
4 занятие: стулья – по количеству участников, магнитная доска / мольберт, листочки 10х10 см, магниты; фломастеры, ручки, маркеры, английские булавки; листы А4 с правилами группы; листы А5 – по 3 на каждого педагога; лист с надписью «ЗДОРОВЬЕ»; музыкальная подборка – с разным темпом и ритмом; мел разного цвета или лист А4 с напечатанной таблицей «Чувство».
5 занятие: стулья – по количеству участников, листочки 4-х цветов с клейким краем или бейджики; английские булавки; доска, мел разного цвета, магнитная доска / мольберт; карандаши, фломастеры, ручки; листы А4 – по 1 каждого цвета – синий, красный, желтый, зеленый.
6 занятие: стулья – по количеству участников; листы А4 с значками правил группы; длинная веревка, приз – коробка конфет, воздушные шарики – по количеству участников; 2 карандаша; спокойная негромкая музыка, веселая игровая мелодия; доска, рисунок дерева (без листьев, разноцветные стикеры на клейкой основе.
РЕСУРСЫ
Печатные:
1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу : / О. И. Бабич /под ред. А. В. Перепелкиной. - Волгоград. : Учитель, 2014. - 122 с
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С. П. Безносов. - СПб. : Речь, 2004. - 272с.
3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. Психологический Практикум : практикум / Н. Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2008. - 430 с.
4. Истратова O.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О. Н. Истратова, Т. П. Эксакусто. — 2-е изд. — Ростов н/ Д: Феникс, 2008. — 443, [1] с. — (Справочник).
5. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или как загораются искорки творческого поиска: [методическое пособие] / Л. Н. Прохорова. - Москва: 5 за знания: Методкнига, 2007. – 126 с.
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
7. Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций: психологический практикум / Ю. В. Саенко. - СПб. : Речь, 2011. – 238 с.
Интернет-площадки:
https://infourok.ru/
https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/
https://www.maam.ru/detskijsad/
https://ped-kopilka.ru/psihologija/
https://multiurok.ru/
https://open-lesson.net/
https://pravobraz.ru/
https://fgos.ru/
https://www.kremlin.ru/