Шкунова Анна
Психогимнастика. Упражнения для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое психогимнастика
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Основана психогимнастика на игре, так как именно игра является главным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Темочки:
Настольными книгами каждого родителя, стремящегося ввести в свои занятия с ребенком элементы психогимнастики, станут книги М. И. Чистяковой и Е. А. Алябьевой. Из них можно взять те упражнения, которые подойдут именно вашему ребенку, а также рекомендации о том, как выполнять эти упражнения наиболее эффективно.
Цели психогимнастики
Психогимнастика нужна для того, чтобы научить ребенка:
осознавать свои чувства и эмоции;
уметь говорить о своих чувствах;
понимать состояние другого человека;
налаживать контакт с людьми;
снимать психическое напряжение;
контролировать свои движения;
развивать воображение.
Упражнения на всестороннее развитие детей:
1.«Солнечный зайчик»
Цель: снятие напряжения мышц лица.
Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком? Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».
2.«Надувала кошка шар»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст: Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки, А котё нок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).
3. «Обними и приласкай игрушку»
Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости. Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т. д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.
4. «Я и мое настроение»
Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания.
В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребё нка продолжить фразу: Я радуюсь, когда… Я горжусь тем, что… Мне бывает грустно, когда… Мне бывает страшно, когда… Я злюсь, когда… Я был удивлён, когда… Когда меня обижают… Я сержусь, если… Однажды я испугался…
5. «Поводырь»
Цель: научить детей сочувствовать и помогать.
Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.