Светлана Бушева
Консультация для педагогов «Психогимнастика на уроках в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование психогимнастики на уроках в начальной школе
Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Он имел широкое значение, так как разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.
Публикация «Консультация для педагогов „Психогимнастика на уроках в начальной школе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во-первых, это курс специальных знаний, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Одна из методик по психогимнастике была создана в Чехословакии в 1979 году Ганом Юновой. Каждое занятие по данной методике включает ритмику, пантомиму, коллективные игры, больше ориентированные на психомоторную координацию.
Психогимнастика по Юновой состоит из трех фаз:
- снятие напряжения, что достигается с помощью бега и ходьбы;
- пантомима;
- чувство принадлежности к группе.
Основной акцент в психогимнастике Чистяковой делается на обучении технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.
А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
У всех, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта, убираются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).
Во-вторых, психогимнастика – это курс специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий.
В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассматривать структуре психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из трех частей:
- подготовительная
- пантомимическая
- заключительная
Задача подготовительной части: уменьшение напряжения учащихся, снятие срессов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональное состояние.
Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.
Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.
Использование этой техники на уроках и во внеурочной деятельности способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми, чему придается большое значение, так как у детей с ОВЗ имеются множество причин, вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться.
Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищенность ученика, его комфортности и потребности в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут. Ее можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.
Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев рук. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения, что делает это не только полезным, но и приятным. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребенок не обучается!
1. Применение в ходе психогимнастики пальчиковых игр и упражнений.
Пример, упражнение «Солнышко – луна»
Пальцы соединены в замок, пальцы медленно (быстро) одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и все повторяется.
Немаловажное значение имеет и развитие глазодвигательных мышц. Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как и неподвижная рука». Игровые глазодвигательные упражнения очень нравятся детям, и они воспроизводят их дома.
2. Использование глазодвигательных упражнений.
Пример, упражнение «Конвергенция».
Ребенок поднимает предмет на уровень вытянутой руки, прямо перед переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него.
3. Психогимнастика включает в себя упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные и дыхательные упражнения.
Соединение правильного дыхания с движениями способствуетоптимизации кровообращения, вентиляции всех участков легких. А также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Выполнение дыхательных упражнений на уроках успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные, растягивающие движения снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической активности и работоспособности. Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать 4 равные по времени фазы: вдох – задержка – выдох – задержка. Вначале каждая из них составляет 2-3 секунды, постепенно время увеличивается до 7 секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержки дыхания – паузы.
Дыхательная гимнастика очень эффективна при бронхиальной астме, пневмонии, рините, гайморите, гриппе, гипертонии, остеохондрозе, аритмии, заикании, болезни голосового аппарата.
Пример, упражнение «Воздушный шарик».
Глаза смотрят перед собой. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) на счет 1-4, затем пауза на счет 5-6 и шумный выдох через открытый рот на счет 7-10, затем опять пауза на счет 11-12. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе.
Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребенка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
4. Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
Пример, упражнение «Радость».
Тебе сегодня подарили то, о чем ты больше всего мечтал, покажи как ты рад.
5. Мимические и имитирующие упражнения, входящие также в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Пример:
На грядке выросли овощи. Изобрази овощи толстячками (надуй щечки, худышками (втяни щечки).
6. Релаксационные упражнения способствуют снятию мышечного напряжения. Пример:
Войди в образ березки. Поднимите руки – ветви, покачайте ими под легким ветерком, под сильным ветром.
7. Психофизические упражнения, способствуют раскрепощению застенчивых учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (используются сказочные сюжеты, их театрализация).
8. Коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.
Пример: «В этом классе все друзья».
Ведущий: В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.
В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Погрози соседу справа, погрози соседу слева.
В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Помаши соседу справа, помаши соседу слева и т. д.
Во время психогимнастики можно использовать вспомогательные средства. Они облегчают возможность продуктивного контакта с детьми. К таким средствам относятся рисование и музыка.
Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия, выражения эмоций, усиливает эффект от проводимых упражнений.
Пример, упражнение «Дождь и дождик».
К-а-а-а-а-п – капает большой дождь.
Кап-кап-кап – маленький дождик.
В ходе психогимнастики могут применятся такие виды ИЗО-деятельности, как рисование с помощью шаблонов, фигурок, кляксография, тематическое и свободное рисование.
Тренировать умение распознавать эмоциональное по мимике можно с помощью шаблонов пиктограмм, на которых изображены различные эмоции.
Музыка является самым действенным и организующим средством общения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения. Музыка может быть просто фоном, на котором развивается действие.
Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребенку научится справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможность для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.
Психогимнастические упражнения
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
“Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
“Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
Упражнения на расслабление мышц лица:
“Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
“Рот на замочке”.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
“Злюка успокоилась”.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление мышц шеи:
“Любопытная Варвара”.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук:
“Лимон”.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя, друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
“Вибрация”.
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц ног:
“Палуба”.
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Упражнения на расслабление всего организма:
“Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.