Юлия Школьная
Проект «Волшебство бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебство бумаги»
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, а так же и с речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.
Публикация «Проект „Волшебство бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Аппликация – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.
Для того чтобы вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей. Обучение аппликации в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Проэкт построен “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Цель проекта :
Выяснить влияние нетрадиционных техник работы с бумагой на развитие художественно - творческих способностей.
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные техники работы с бумагой являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Работая с бумагой ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Задачи проэкта
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы с бумагой.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона и т. д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Этапы проекта : октябрь
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.
Проанализировать многообразие техникработы с бумагой, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.
Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.
Создать библиографический справочник по данной теме.
2. ОСНОВНОЙ:
Подобрать художественное слово; дидактические игры; пальчиковую гимнастику;наглядные пособия.
Использовать в занятиях по аппликации и ручному труду нетрадиционные техники работы с бумагой;
Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы.
Критерии:
Знакомить детей с новыми приёмами работы.
развивать ручную умелость;
Содержать изобразительно – выразительные средства создания художественного образа;
Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Условия, необходимые для овладения умениями и навыками: :
Доступность нетрадиционных техник работы с бумагой для детей;
использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр;
Создание предметно- пространственной среды;
Использование богатого иллюстративного материала;
Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: май
Техническое оснащение
Для занятий по проэкту необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной (не меловой)
- клей (ПВА,
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые (тм)
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
- Фартуки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Октябрь
1. Волшебная бумага. цель:Познакомить детей со свойствами бумаги : мнется, рвется, складывается и т. д;
Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;
Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
2. Мозаичная аппликация: «Воздушные шары»
цель: Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали
ноябрь.
Техника «Бумажный комочек»
1. Поделка в технике «Бумажный комочек» : «Рыбка» цель: Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек.
Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка : поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.
2. Поделка в технике «Бумажный комочек»
Коллективная работа «Осенний лес»
цель. Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратностьВызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.
Декабрь:Бумажная полоска «Петля»
1-2. Новогодняя поделка (2 занятия)-
«Еловые ветки»
Январь. «Квиллинг"
1.«Белая береза»
2.«Снегирь и рябина"
февраль:"квилинг"
1. ракета
2. паучек
март "объемные поделки"
1. прием складывания "Автобус"
2. прием складывания "Медвежонок"
апрель "оригами из кругов"
1. Грибок
2. Разноцветный зонт
Май "оригами из квадрата"
1. Тузик и его друзья
2. коллективная работа "город"
Используемая литература проекта «Волшебство бумаги» :
1. Давыдова Г. Н. Бумаго-пластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
4. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
5. Долженко Г. И. 200 фигурок и игрушек, из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
6. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.
7. Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М. : Эксмо