Горбунова Валентина Михайловна
Проведение в ДОУ с детьми 6–7 лет тематического клубного часа «Зимние русские народные праздники»
Тематический клубный час
«Зимние русские народные праздники»
Цель: позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ;
знакомство педагогов с новой педагогической технологией «Клубный час».
Задачи:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
Публикация «Проведение в ДОУ с детьми 6–7 лет тематического клубного часа „Зимние русские народные праздники“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- помогать приобретать жизненный опыт, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
- формировать у детей умения слушать и понимать друг друга;
- развивать умения выражать свои чувства и переживания публично;
- знакомить детей с традициями и особенностями празднования Нового года Рождества, Святок на Руси.
-развивать толерантность и уважение к традициям русского народа;
-воспитывать чувство патриотизма, уважения, дружеское отношение друг к другу;
- создать условия для самостоятельности, творческого отношения к делу;
- развивать речь, память, логическое мышление;
- научить изготавливать простейшие атрибуты праздника - ангела своими руками;
-расширять кругозор детей.
Оборудование: шаблоны кругов для конуса, ксероксная или альбомная бумага, презентация «Праздник Рождество», атрибуты для народной игры
Ход клубного часа
1. Общий сбор в группе
В: ребята сегодня у нас с вами необычное мероприятие, которое называется клубный час. Клуб – это объединение людей по интересам для того, чтобы заниматься общим делом, узнавать что то новое. Вот и мы сегодня на нашем клубном часе будем говорить, и знакомиться с зимними праздниками историей их происхождения и традициями проведения. Ни в одной стране мира нет такого количества праздников, как у нас в России. Но самые любимые, пожалуй, Новый год и Рождество. Новый год – праздник, которого ждут все. Но в старину самый веселый и радостный был праздник Рождество. Отмечали зимние праздники до самой масленицы.
Но прежде, чем приступить к проведению нашего К. Ч. давайте познакомимся с маршрутом и правилами поведения.
2. Знакомство с маршрутом.
В: во время нашего К. Ч будет работать четыре площадки, которые вы сегодня посетите – это:
1) Новогодняя - она будет находится в кабинете логопеда Пеховой Е. А. там она вас познакомит с историей возникновения Нового года. Затем мы отправимся на площадку
2) Игровую, которая будет располагаться в холле детского сада. С народными играми, в которые играли на Руси в Новый год, вас познакомит инструктор физо Любовь Андреевна.
3) Рождественская будет находиться у нас в группе. Здесь я вас познакомлю с историей возникновения праздника Рождество. И в завершении отправимся на четвёртую площадку
4) Музыкальная или обрядовая – она будет находиться в музыкальном зале. А что такое колядки и почему их проводили сразу после рождества, расскажет вам Ольга Александровна. Муз рук.
3. Правила поведения во время клубного часа :
1. Говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;
2. Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;
3. Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;
4. Говори спокойно;
5. Ходи спокойно;
6. Возвращайся в группу по сигналу звонка;
7. Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал;
8. Доводи начатое дело до конца.
Для поддержания дисциплины на Клубном часе каждому из вас выдам по три жетона. Нарушив какое-либо правило, вы лишаетесь жетона. Если на рефлексивном круге при обсуждении окажется, что жетонов у кого-то не осталось, то следующий клубный час ребенок проводит в группе.
Площадка 1 (Логопедическая)
Тема : «Новый год»
Учитель-логопед: Здраствуйте, ребята!
Любите отгадывать загадки?
В полночь, под курантов бой,
Он приходит в дом любой. (Новый Год)
- Догадались, о чем мы с вами будем говорить? Правильно, будем говорить о Новом годе.
2. «Новый год»
Чудесный праздник – Новый год!
- Чем вам нравится этот праздник? (ответы детей).
- Обычай наряжать ёлку родился давным-давно. И не у нас, в России, а у жителей других стран - Англии и Германии. В далёкие – далекие времена люди этих стран собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали костры, пели, плясали, веселились. Но со времен традиция украшать ель пришла и в нашу страну.
- А когда мы празднуем Новый год? (ответы детей)
Новый год не всегда отмечали 1-го января. Долгое время на Руси его отмечали осенью, после сбора урожая. И только по указу царя Петра I стали праздновать Новый год зимой, под свист и шум завывающей на дворе метели.
3. Хотите поиграть в игру «Исправь предложение»?
- Я буду говорить вам неправильные предложения, а вы меня исправляйте.
• На подарки новый год дарят.
• На Дед мороз новый год приходит и Снегурочка.
• Мы зимою Новый год встречаем.
• Наряжаем мы на новый год ёлку.
• Шарами украшаем мы ёлку.
• Водим на новый год вокруг елки хороводы мы.
• Новый год зимой мы встречаем.
• Дед Мороз носит шубу синюю.
• У белая борода деда мороза.
Молодцы ребята.
- Какой самый важный символ Нового года? (ель)
- Посмотрите на наши ёлочки. Мне кажется, на них чего-то не хватает. (Ответы детей)
- Правильно, на них не хватает игрушек. Давайте украсим наши ёлочки. Украшая ёлочку, мы будем называть предмет украшения.
- Что нового вы узнали?
Площадка № 2 «Спортивная»
Инст. по физич. культ:
Здравствуйте дети, коллеги!
Я приветствую вас на нашей спортивной площадке.
Ребята, а вы любите играть? (ответы детей)
А в какие игры вы играете? (ответы детей)
А знаете ли вы русские народные игры? Назовите их (ответы детей)
Русские народные игры пришли к нам от наших прабабушек и прадедушек. Народные игры создают радостное настроение, вызывают особый интерес, возвращают нас к истокам Древней Руси. В старину всегда отводилось особое внимание народным играм в дни святок, которые длились от нового года и до крещения.
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный,
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
От рождества и до крещенья
Приготовив угощенье.
В этот славный зимний день
Встретиться нам всем не лень.
Мы сюда позвали вас
Поиграть повеселиться
И с игрою подружиться.
1-2,1-2 начинается игра.
А называется она «Заря – Зареница»
Дети, взявшись за ленты карусели идут по кругу и говорят слова:
Заря – Зареница
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты – голубые.
Раз-два, не воронь,
А беги, как огонь.
Тише-тише, не спешите,
Ленты дружно опустите.
П/и «Золотые ворота»
П/и «Домовой».
Площадка 3 Рождественская
В: ребята наша площадка куда вы сейчас пришли, называется Рождественская в честь праздника Рождество. Скажите, а когда отмечается Рождество? (7 января)
Кто знает, что означает слово рождество?
Слово «Рождество» означает «рождение». Кто же родился?
Сейчас м посмотрим презентацию и узнаем честь какого события появился этот праздник.
Презентация.
Очень давно в маленьком городе жила Мария — честная, добрая, трудолюбивая. Однажды к Марии явился ангел — посланник от Бога. Мария сначала испугалась, но ангел сказал: "Не бойся, Мария, я сообщу тебе радостную весть: скоро у Тебя родится Сын, и будет Он Сыном Божьим, а Имя Его — Иисус. С этими словами ангел улетел. И Мария стала ожидать рождения Сына.
Тем временем в стране была объявлена перепись населения, и всем нужно было прийти в те места, откуда они родом. И Марии с ее мужем Иосифом пришлось идти в город Вифлеем. Когда Мария и Иосиф, преодолев трудный путь, пришли в город, там для них не нашлось места в гостинице: город был переполнен людьми. Измученные и обессиленные, они нашли себе пристанище в хлеву, где жили овцы и другие животные. Той же ночью у Марии родился сын- Иисус, который стал Спасителем мира от греха и зла. Мария положила Его в ясли — кормушку для животных. Когда родился Иисус, волхвы (звездочёты, астрологи) увидели на небе новую большую, красивую и яркую звезду и поняли: родился Великий царь. Они отправились на поклон к Нему, и эта таинственная звезда указывала им путь. Она так освещала землю, что все люди невольно обращали на нее внимание.
Рождественская ночь - самая волшебная, сказочная ночь, потому что произошло важное событие – рождение нашего спасителя.
В: теперь вам понятно в честь кого называется праздник рождество? Какого числа отмечают праздник Рождество Христово? А кто Марии рассказал, что у неё родится сын?
Вот мы с вами сегодня сделаем символ этого праздника - Ангела.
4. Продуктивная деятельность
Площадка 4
Рефлексивный круг
После завершения «Клубного часа» все дети участники с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь, дойдет до них.
- Где ребенок был?
- Что ему запомнилось?
- Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
- Планировал ли он перед К. Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и обсуждает их с детьми.