Карлыгаш Исмаилова
Проведение педагогического совета в форме деловой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый руководитель ОУ заинтересован в том, чтобы сделать педагогический совет проблемным, познавательным, насыщенным. Автор статьи предлагает технологию проведения педсовета "Ресурсы развития учебного занятия" в нетрадиционной форме.
Педагогический совет - одна из наиболее важных и демократических форм работы педагогического коллектива, направленная на решение основных вопросов развития школы, совершенствование образовательного процесса и повышение профессионального мастерства. Служит для систематического совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработки путей их совместного решения.
Публикация «Проведение педагогического совета в форме деловой игры» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Педсовет как высший орган управления образовательным процессом решает конкретные задачи школы. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ОУ.
Каждый руководитель ОУ стремится сделать педагогический совет проблемным, познавательным, насыщенным, чтобы учительский коллектив мог продуктивно и творчески общаться в его процессе. Можно использовать в качестве формы проведения педсовета организационно-деятельностную (деловую) игру, которая позволит решить практически любую педагогическую проблему ОУ.
Алгоритм подготовки и проведения педсовета
Алгоритм подготовки и проведения педсовета в форме организационно-деятельностной игры включает в себя выполнение следующих технологических этапов:
конструирование педагогического совета :
диагностика состояния учебно-воспитательного процесса в ОУ;
формулирование педагогической проблемы на диагностической основе, определение названия игры (темы педагогического совета);
составление плана и сценария организационно-деятельностной игры;
определение правил (условий) игры;
вхождение в игру:
разъяснение смысла игры, ее цели и задач;
знакомство участников игры с ее правилами, условиями и регламентом;
выдача задания, формирование рабочих групп, распределение ролей (групповых и личных);
назначение экспертной группы;
работа в группах над заданиями игры :
поиск информации;
разыгрывание ситуаций;
мозговой штурм в форме свободной дискуссии;
принятие внутригруппового решения;
подготовка спикера группы;
коллективная (межгрупповая) дискуссия:
выступление спикеров групп;
"свободный микрофон" (выступление тех участников игры, чье мнение отличается от мнения группы; предложение новых идей, возникших во время дискуссии);
анализ, систематизация и обобщение результатов продуктивной деятельности:
коллективный анализ, оценка и обобщающие выводы экспертной группы;
рефлексия (индивидуальная и коллективная);
подготовка проекта решения педагогического совета;
последействие:
принятие решений педагогического совета;
организационно-исполнительская деятельность по реализации решений педагогического совета;
реализация решений педагогического совета.
Содержание и технология проведения педсовета
Рассмотрим содержание и технологию проведения педагогического совета в форме деловой игры по теме "Ресурсы развития учебного занятия".
Цель педсовета : определить основные инновационные ресурсы современного учебного занятия; выработать единую программу повышения качества обучения.
Форма : организационно-деятельностная игра.
Метод: "мозговой штурм"
Ход педсовета. Коллектив разбивается на 4 равные команды - социальные группы: "Администрация", "Учителя", "Родители" и "Учащиеся". Они располагаются за столами с соответствующими табличками. Каждой группе педагогов выдается задание на заранее заготовленных карточках, где указываются вопросы для обсуждения с позиции социальной группы. Подбор и характер вопросов зависят от целей игры, от уровня профессиональной компетентности игроков и от того, на каком уровне в данный момент предлагается решить ту или иную проблему.
На выполнение заданий игрокам отводится 15 мин. После этого команды меняются местами и отвечают на вопросы следующей социальной группы. В итоге каждая команда должна выполнить все четыре задания (таблица).
Вопросы для обсуждения и варианты ответов
Вопросы
Варианты ответов
Социальная группа "Администрация"
Каковы ваши представления о системе обучения в современной школе
Системность; непрерывность; целесообразность; использование учителями современных технологий; строгое соблюдение техники безопасности, пожарной безопасности; применение здоровьесберегающих технологий; введение 6дневной рабочей недели; улучшение материальной базы; реализация компетентностного подхода в системе обучения; соблюдение преемственности между начальной и средней школой
Возможные формы взаимодействия с учителями и помощь в инновационном развитии современного урока
Создание условий для диссеминации опыта учителей; создание методического кабинета школы; совершенствование материально-технической базы; методический контроль; организация обучающих курсов на базе школы; материальное и моральное стимулирование педагогов
Социальная группа "Педагоги"
Каковы, на ваш взгляд, типичные недостатки традиционного обучения?
Отсутствие профильного обучения; невнимание к индивидуальным возможностям ученика; авторитарность учителя; отсутствие самостоятельности учащегося в выборе деятельности на уроке; низкая мотивация; проблема разноуровневого обучения
Ваши предложения по преодолению недостатков традиционного обучения: конкретные технологии, формы и методы обучения
Меньшая наполняемость классов; системность индивидуальных заданий; внедрение современных информационно-коммуникативных технологий; создание разноуровневых классов, профильных классов; проведение нетрадиционных уроков
Социальная группа "Родители"
Каким вы видите современное образование ваших детей?
Школа полного дня; школа-полупансион; адаптация ребенка к взрослой жизни; разностороннее образование; возможность проявить личностные особенности; эмоционально-психологический комфорт в школе; оснащение кабинетов современными техническими средствами; бесплатное качественное питание; бесплатность, доступность и профильность образования
Какие требования вы предъявляете к современному учителю?
Учитель должен быть тактичен, образован, сдержан, внимателен, требователен (строг, но справедлив, способен на компромисс, компетентен
Социальная группа "Учащиеся"
Какой должен быть, на ваш взгляд, современный урок?
Урок должен быть интересным, веселым, занимательным, насыщенным различными видами деятельности, компьютеризированным, демократичным, легким, без контрольных, домашних заданий и оценок
Какую роль вы отводите учителям, какую помощь ждете от них?
Организатор, друг, помощник, интересный, современный и эрудированный человек, принимающий ученика таким, какой он есть; учитель должен интересоваться
проблемами ученика, поощрять и хвалить его, доходчиво и доступно излагать учебный материал; роль учителя на уроке должна быть направляющей, ведущей, но не главной.
Решения педагогического совета
В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом, вырабатываются совместные решения.
Решения педагогического совета :
реализовывать деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные;
с целью повышения качества образования, социализации учащихся, развития личности ребенка учителям-предметникам необходимо систематически использовать современные информационно-коммуникативные технологии, мультимедийные средства в учебной и внеучебной деятельности учащихся;
с целью использования на уроках ИКТ технологий проводить работу по совершенствованию педагогического мастерства, в т. ч. по внедрению интернет-технологий. Привлекать учителей к участию в научно-практических семинарах по диссеминации опыта учителей - победителей приоритетного национального проекта "Образование";
рекомендовать внедрение наряду с традиционными разнообразных нетрадиционных форм и методов обучения (поисковые, исследовательский, деятельностный методы, дифференцированный подход, учитывая склонности учащихся и обеспечивая активное участие каждого ребенка в процессе образования;
классным руководителям и учителям-предметникам постоянно создавать в школе эмоционально-психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника;
продолжить совершенствование материально-технической базы школы;
с целью обеспечения безопасности учащихся и предупреждения травматизма на уроках и во внеурочное время всем работникам школы строго выполнять инструкции по технике безопасности;
рассмотреть на классных часах, производственном совещании и родительских собраниях вопрос о дополнительных мерах по предупреждению детского травматизма.