Елена Пирогова
Просветительско-исследовательский проект «Я живу на улице героя»
▼ Скачать
Актуальность проекта :
Меняются поколения людей, вместе с ними уходит история улиц, деревень, городов, чтобы сохранить историю мы должны ее собирать. История страны складывается из истории отдельных городов и поселков, поэтому важно знать историю своего края, чтобы помнить и историю своей страны.
«Что в имени тебе моём?» - спрашивал А. С. Пушкин в своём стихотворении. Сколько имен нам встречается ежедневно! Одногруппники, друзья, близкие, соседи, знакомые и даже прохожие на улице! Все они имеют имена. Часто ли мы задумываемся о смысле названия тех улиц, на которых живём и по которым спешим в садик, на работу, домой… Интересуемся ли, почему они так названы?
Публикация «Просветительско-исследовательский проект „Я живу на улице героя“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания. В Краснодаре немало улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Среди них - наши земляки.
Проблема проекта :
В современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проведенный опрос показал, что у большинства исследуемых дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе: почему улицы названы именами Героев, какой вклад в Великую Победу внесли Краснодарцы. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, а их родители не знают, как правильно рассказывать детям о родном городе, страданиях людей, великом подвиге победителей в Великой Отечественной войне. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников.
Новизна проекта в том, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности 3 дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта : формирование у детей нравственно-патриотических чувств и гордости за свою малую Родину; воспитание уважения к подвигу советских и российских воинов, тружеников тыла, одержавших победу в Великой Отечественной войне; формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции.
Задачи проекта :
Образовательные:
– расширить и углубить знания детей о городе Краснодар, его истории, героях, достопримечательностях, о героическом прошлом наших горожан.
– познакомить с историей улицы имени Володи Головатого;
– познакомить детей с биографией земляка, погибшего во время Великой Отечественной войны, Володи Головатого и о его подвиге;
– расширить представления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны;
– обогатить словарный запас детей словами: долг перед Родиной, боевой подвиг, фронт, победа, людская память, герой, пионеры-герои.
– вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной поисково-исследовательской деятельности по изучению истории города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Развивающие:
– развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
– развивать наблюдательность, познавательную активность детей;
– развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие, память мелкую и крупную моторику.
Воспитательные:
– воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к героям – землякам, павшим за нашу Родину;
– воспитывать уважение к прошлому, учить чтить память погибших;
– вызвать у детей желание быть похожими на сильных и смелых воинов-защитников;
– воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине – своему городу, улице.
Целесообразность:
- обеспечение соблюдения прав и интересов участников образовательных отношений;
- совершенствовании используемых методов, форм, средств обучения и воспитания;
- приобщение каждого ребенка к основным компонентам человеческой культуры, принятыми в семье и обществе духовно – нравственным и социокультурным ценностям, подготовке дошкольников к жизни в современном обществе.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта :
• информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);
• просветительский (знакомятся с историей ВОВ, историей улицы, названной им. Володи Головатого)
• исследовательский (исследуют, знакомятся с участниками ВОВ, биографией Володи Головатого)
Срок реализации: краткосрочный (23.01.2020 – 21.02.2020)
Методы исследования:
1. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением города Краснодара.
2. Проведение образовательной деятельности и бесед, викторин.
3. Тематические прогулки по улицам города Краснодар.
4. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
5. Посещение мемориальной доски на здании, недалеко от завода «Краснолит», где Володя Головатый работал токарем.
6. Просмотр видео : «Биография Володи Головатого».
7. Просмотр презентации «Улицы города Краснодара, названные в честь героев Великой Отечественной войны»
8. Продуктивные виды в процессе нравственного воспитания:
Выставка рисунков «Наша армия».
Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу».
Тематическая выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Изготовление поделок «Защитники Родины в нашей семье»
Встреча с курсантами Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С. М. Штеменко.
Изготовление альбома «Улицы названы в честь наших земляков».
Формы работы:
- Экскурсии;
- Образовательная деятельность;
- Викторины;
- Чтение художественной литературы;
- Беседы;
- Художественное творчество.
Планируемые результаты:
Для детей:
– будет увеличен словарный запас детей следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт;
– на основе конкретных исторических фактов будет развиваться интерес детей к истории родного края;
– дети познакомятся с биографией Володи Головатого и его подвиге;
– будут сформированы интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость.
Для родителей:
– активное участие родителей в создании альбома и выставках, проводимых в рамках реализации проекта;
– оказание помощи в организации и проведении экскурсий и целевых прогулок.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: (23.01.2020- 31.01.2020)
– Подбор литературы, материала по теме
– Опрос детей по проблеме
– Определение целей и задач
– Создание необходимых условий для реализации проекта.
Основной этап:
Форма работы Сроки выполнения Ответственные
Проведение образовательной деятельности детей 5-6 лет на тему: «Достопримечательности города Краснодара» 3.02.2020 г. Воспитатели
Дети
Познавательная беседа «Улицы города Краснодара, названные в честь героев Великой Отечественной войны» 4.02.2020 – 5.02.2020 Воспитатели
Дети
Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу» 6.02.2020 Воспитатели
Дети
Беседа и просмотр видеоролика им. Братьев Игнатовых, в честь которых названа одна из улиц г. Краснодара 7.02.2020 Воспитатели
Дети
Выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне (чтение и заучивание стихотворений) 10.02.2020 Воспитатели
Дети
Беседа о Российской армии (о погонах, военных профессиях, родах войск) 11.02.2020 Воспитатели
Дети
Возложение цветов к памятнику Воину-освободителю 12.02.2020 Старший воспитатель
Воспитатели
Дети
Выставка рисунков «Наша армия» 14.02.2020 Воспитатели
Дети
Родители
Встреча с курсантами Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С. М. Штеменко 18.02.2020 Старший воспитатель
Воспитатели
Дети
Заключительный этап
Форма работы Сроки выполнения Ответственные
Презентация «Улицы города Краснодара, названные в честь героев Великой Отечественной войны» 19.02.2020 Воспитатели
Дети
Ознакомление родителей воспитанников (на итоговом собрании группы) с результатами работы над проектом 20.20.2020 Старший воспитатель
Воспитатели
Родители
Итоговая презентация проекта на педагогическом совете 21.02.2020 Старший воспитатель
Воспитатели
Продукт проекта :
1. Выставка рисунков «Наша армия».
2. Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу».
3. Тематическая выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.
4. Встреча с курсантами Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С. М. Штеменко.
5. Презентация «Улицы города Краснодара, названные в честь героев Великой Отечественной войны».
6. Возложение цветов к памятнику Воину-освободителю.
В реализации проектной деятельности :
1. У детей сформировано представление о ВОВ.
2. Дети знают: дети имеют представление о улице названной в честь героя-земляка им. Володи Головатого, месторасположение, историю создания, значении для истории; могут рассказать о воевавших в годы ВОВ;
3. Высокий уровень заинтересованности музыкальными произведениями и художественной литературой о ВОВ.
4. У детей сформировалась система знаний о своей Родине, о родном городе.
5. Проявляют уважение к защитникам Отечества-героям ВОВ.
6. На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь.
7. Совершенствовался грамматический строй речи.
8. Совершенствовались навыки словообразования.
У педагогов: в ходе реализации проекта использовались формы и методы работы по патриотическому воспитанию с дошкольниками; систематизирована работа по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями воспитанников; повысили педагогическую компетентность и мотивацию при организации воспитательно - образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
У родителей: заметное повышение уровня патриотического сознания взрослых в ходе реализации проекта и совместной деятельности с детей и педагогами.
Ресурсное обеспечение проектной деятельности
Материально – технические ресурсы, наглядные материалы для реализации проекта
Демонстрационный материал:
- книги о ВОВ
- иллюстративный материал по теме - боевые награды
- картинки, плакаты, иллюстраций с изображением города Краснодара и Володи Головатого
ИКТ технологии:
- презентации по теме проекта
- виртуальные экскурсии по городу
- поиск информации совместно с родителями и детьми в сети Интернет по теме проекта
Техническое оборудование: компьютер, музыкальный центр
Фонотека: песни о ВОВ
Методическое обеспечение:
1. Герои битвы за Кавказ. Цхинвали, 1975. С. 293–296.
2. Егоршин В. А., «Фельдмаршалы и маршалы» М 1985г.
3. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2010 г.
4. Золотые Звезды Адыгеи. Майкоп, 1980. С. 42–43.
5. Кавалеры ордена Славы трёх степеней. Биограф. словарь. М. : Воениздат, 2000
6. Казаков А. П., Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне». – М. : 2009 г.
7. Катуков М. Е. На острие главного удара. Изд. 2-е, испр. М., 1976
8. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - М. : 2004 г.
9. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
10. Кубани славные сыны. - Кн. 1. - Краснодар, 1963
11. Кубань в годы ВОВ 1941-1945 рассекреченные документы. Хроника событий. Книга вторая. Часть 1, 1943 год, Краснодар, 2003 год.
12. Куцакова Л. В «Конструирование и художественный труд в детском саду». – М. : 2006 г.
13. Мирный И. А. Имя в истории, история в имени (Их именами названы улицы Краснодара) - «Картинформ», Пятигорск, 2004
14. Очерки о кубанцах - Героях Советского Союза и России, книга 4, Краснодар, 1997 год.
15. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4 – 7 лет» - М. : Мозаика – Синтез, 2011 г.
16. Танковый ас Дмитрий Лавриненко (Танкомастер, N3, 2002)
17. Татаренко Л. С. Иван Черняховский. Киев, 1985