МААМ-картинки

Просвещение родителей детей дошкольного возраста с выделением региональных особенностей

Магаррамова Гульнар Годжат кызы
Просвещение родителей детей дошкольного возраста с выделением региональных особенностей
▼ Скачать

Опыт работы в дошкольной организации по просвещению родителей детей дошкольного возраста с выделением региональных особенностей.

К сожалению, практика показывает, что современные дети мало знают о родном городе, родной стране, особенностях народных традиций.

Здесь очень важна роль родителей, которые должны помочь ребенку. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует восприятие им окружающей действительности.

Публикация «Просвещение родителей детей дошкольного возраста с выделением региональных особенностей» размещена в разделах

В связи с тем, что у детей небольшой жизненный опыт, они прислушиваются к словам своих родителей. Очень рано в мир ребенка входит родной город и природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимая скамейка в городском парке, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки.

Немногие родители знают, как познакомить своего ребенка с родным городом.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи – важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчёркивает важность непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов. Таким образом в интересах ребёнка создаётся единое образовательное пространство: ДОО – семья.

Вопросы сотрудничества с семьёй наиболее эффективно решаются в процессе реализации регионального компонента проекта «Моя малая Родина».

Становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды. Для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живёт. Малая родина – это, прежде всего, люди, которые окружают ребёнка (семья, педагоги, друзья, соседи, их отношения, природное, историческое и культурное своеобразие региона.

В настоящее время работа по формированию гражданина России актуальна и особенно трудна. Многие молодые семьи вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важными. Предпочтение отдаётся интеллектуальному развитию детей.

Эта информация была получена на I этапе «вовлечения» родителей в процесс реализации проекта – «Выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей».

С этой целью использовались информационно-аналитические формы: социально-педагогические опросы и анкетирование, результаты работы педагога-психолога с родителями.

Второй этап – «Педагогическое просвещение родителей». На этом этапе использовались различные коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми и т. д.

С родителями были проведены:

родительское собрание: «Воспитание патриотических и нравственных чувств детей на основе расширения знаний о родном городе»;

консультации: «Так ли важен пример родителей в воспитании у детей любви к родному городу», «Маршруты выходного дня», «Развитие инициативы и самостоятельности детей в познании истории родного города»;

тренинги, деловые игры: «Игра – путешествие по родному краю «Знатоки Мещовского края», «Природные дары для поделок и игры», «Знакомство с прославленными людьми Мещовского края»;

устные журналы: «Как развивать интерес у детей к природе родного края», «Знакомство детей с картой родного города», «Развитие творческого воображения, фантазии, интереса к речевому творчеству» (составление загадок с использованием ТРИЗ-технологии, рассказывание о достопримечательностях города, природных объектах);

педагогическая гостиная: «Совместное творчество» (поделки из природного и бросового материала, экспериментально-исследовательская деятельность (с объектами неживой природы);

Третий этап – это партнёрство педагогов и родителей в реализации регионального компонента проекта «Моя малая Родина». Формы совместной деятельности: проектная деятельность, акции, тематические вечера, совместные досуги и праздники, викторины, выставки совместного творчества.

Реализация регионального содержания проекта осуществлялась в трёх направлениях:

природно-климатические особенности родного края;

национально-культурные и исторические особенности края;

ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.

В каждом направлении взаимодействие ДОУ с семьёй осуществляется с использованием таких форм и методов, которые наиболее успешно позволяют решать образовательные задачи.

Эффективным способом вовлечения семьи в единое образовательное пространство является «Маршрут выходного дня».

Был разработан алгоритм организации «Маршрутов выходного дня».

В него входит:

анкетирование родителей – с целью выявления степени уровня знаний и заинтересованности родителей для построения дальнейшей работы по данной теме

родительское собрание – с целью ознакомления родителей с мероприятиями, проводимыми в ДОУ для ознакомления детей с малой родиной. Знакомство родителей с алгоритмом разработки «Маршрута выходного дня». Мотивация родителей на предстоящую деятельность

разработка «Маршрутов выходного дня». Создание плана проведения «Маршрута выходного дня» Подготовка небольших памяток об изучаемых объектах маршрута

прогулка по маршруту. Результат её – фотовыставка, рисунки, стенгазета, сообщение, презентация.

Составляя первые «Маршруты выходного дня» и рекомендации к ним, мы предполагали заинтересовать родителей новым для них видом деятельности – краеведческий туризм.

Темы первых предложенных родителям «Маршрутов выходного дня» были следующие:

«Экскурсия в краеведческий музей»

«Достопримечательные места родного города»; «Три богатыря» группа дубов; Парк - усадьба «Шалово»; Каскад прудов на притоке реки Туреи….

«Поход в городской парк»

«Экскурсия к обелиску «Мещовский колхозник»

«Экскурсия в библиотеку».

«Экскурсия в Георгиевский монастырь»

Родители охотно приняли новый для них вид деятельности и стали не только осуществлять предложенные совместные маршруты, но и активно разрабатывать новые.

Главными «разработчиками» стали члены родительского комитета.

Целью разработки «Маршрут выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю через взаимодействие ДОУ с семьёй.

Также результатом такого сотрудничества является:

мотивация родителей на дальнейшее сотрудничество с педагогами;

расширение представлений детей о малой родине, её истории и культуре;

обогащение развивающей предметно-пространственной среды: альбомы, фотовыставки, вернисажи рисунков, презентации и фильмы о малой родине.

Родительский комитет выступил с инициативой – обогатить содержание «Маршрутов выходного дня» включением «Квестов».

«Квест» – одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. В переводе с английского означает “приключенческая игра”.

Важнейшим элементом этой игры является обследование мира. А ключевую роль в игровом процессе играет решение задач, требующих умственных усилий.

«Квест» как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач:

является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий;

даёт родителям понимание личной заинтересованности педагога в подготовке и проведении «Маршрутов выходного дня»;

упрощает родителям планирование совместных культурных прогулок с ребёнком;

обогащает детей яркими впечатлениями для совместного обсуждения;

позволяет педагогу выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.

Особое значение взаимодействию ДОУ с семьёй уделяется в процессе реализации части проекта, посвящённой Великов Отечественной войне.

Одна из основных задач – это убедить родителей в важности решения проблемы патриотического воспитания, установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей системных представлений о событиях Великой Отечественной войны.

Детям дошкольного возраста эти события осознать чрезвычайно сложно, поэтому детскому саду и семье следует вдумчиво и бережно подходить к проблемам ознакомления дошкольников с этим периодом в истории страны.

Особое внимание необходимо уделять формированию у детей гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

В данном случае мировоззрение родителей их личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – важные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, невозможно пробудить чувство любви к Родине у ребёнка.

На одном из заседаний родительского комитета было решено рекомендовать родителям:

совершить с детьми прогулки по улицам нашего города, носящим имена героев Великой Отечественной войны; Петра Андреевича Хлюстина, Александра Ильича Дегтярева, Ивана Андреевича Качурина, Ивана Константиновича Мишина, А. И. Кондруцкого

провести экскурсии и возложение цветов к памятникам, посвящённым героическим событиям Великой Отечественной войны

принять участие в совместном конкурсе стихов и песен военных лет (благодаря ему у детей развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание к людям, прошедшим и пережившим войну)

принять участие в шествии «Бессмертный полк»

принятия участия в акции «Флаг Победы»

принятия участия в акции «Стена Памяти»

принять участие в акции «Окна Победы». Вернисаж рисунков в окнах первого этажа детского сада (творчество детей-родителей-педагогов)

принять участие в совместном проекте «Я помню! Я горжусь! (участники Великой Отечественной войны в моей семье)».

Реализация этого проекта включила родителей вместе с детьми в поисково-исследовательскую деятельность. Позволила прикоснуться к «живым документам истории семьи». Эта деятельность будит мысль ребёнка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.

Взаимодействие ДОУ с родителями по данному вопросу:

способствует сохранению семейных связей;

помогает родителям осознать важность дошкольного детства в формировании личности ребёнка;

обогащает детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

совершенствуется стиль партнёрских отношений: родители – ребёнок;

родители – педагог.

Только совместными усилиями можно достигнуть главной цели – воспитать настоящего человека. Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, семья, взаимодействия с родителями, развитие ребенка. Немаловажную роль в семейном воспитании играет также влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. В. А. Сухомлинский сказал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Развитие личности ребенка во многом зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый, из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие ДОУ с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.

Публикации по теме:

Игра по ПДД «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста и их родителейИгра по ПДД «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Игра: «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения (для детей подготовительной группы и родителей) Цель: Систематизировать знания.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Просвещение родителей детей дошкольного возраста с выделением региональных особенностей
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 00:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Просвещение родителей детей дошкольного возраста с выделением региональных особенностей» (включая файлы) размещена пользователем Магаррамова Гульнар Годжат кызы в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД